Медведев: не надо никого затаскивать в военно-политические альянсы

Отношения России и США не должны противоречить интересам третьих стран. Об этом президент РФ Дмитрий Медведев заявил в беседе с ведущим "Итоговой программы НТВ" Кириллом Поздняковым. Как сообщает пресс-служба Кремля, разговор был посвящен внешней политике страны.

Отношения России и США не должны противоречить интересам третьих стран. Об этом Дмитрий Медведев заявил в своем традиционном общении с российскими СМИ. На этот раз президент беседовал с ведущим "Итоговой программы НТВ" Кириллом Поздняковым. Как сообщает пресс-служба Кремля, разговор был посвящен внешней политике страны.

Дмитрий Медведев считает, что России нужны дружеские отношения с США, но так называемая "перезагрузка отношений" не должна нанести ущерба другим странам, будь-то Украина или Грузия: "Не считаю правильным, чтобы отношения США с Россией "перезагружались" за счёт других стран. Нам нужны нормальные, рабочие, дружеские и взаимовыгодные отношения с Соединёнными Штатами Америки. Но это не значит, что они должны привести к ухудшению отношений России или США с другими странами, будь то Украина или Грузия".

В этом же интервью Дмитрий Медведев коснулся и вопросов расширения НАТО: "Мы не считаем правильным затаскивать те или иные государства в военно-политические альянсы помимо воли их народов. В том, что касается Украины, здесь всё просто – проведите референдум. Если народ высказывается за присутствие в том или ином военно-политическом союзе, тогда будет легитимная основа. Применительно к Грузии – это уже вопрос к самому Североатлантическому альянсу: зачем НАТО государство, у которого такое количество проблем? И насколько я понимаю, в последнее время всё-таки приходит осознание того, что оба эти уважаемые государства ещё не готовы к тому, чтобы принять такого рода решения, и сам альянс не готов для того, чтобы впитать их".

Президент также заявил, что Россия стремится возродить отношения с Грузией, прерванные после августовских событий в Южной Осетии. "У нас сейчас нет дипломатических отношений с Грузией, и это результат той агрессии, которая была предпринята в прошлом году режимом Саакашвили. Иными словами, межгосударственные отношения практически отсутствуют", – заявил Медведев и напомнил: "В то же время, у нас есть давнее и очень теплое отношение, исторически очень теплое отношение к грузинскому народу, с которым мы, что называется, прошли огонь, воду и медные трубы. И мы хотели бы иметь эти отношения в самом высоком смысле этого слова. И я об этом говорил неоднократно и еще раз хотел бы сказать: режимы, подобные Саакашвили, приходят и уходят, а чувства между народами остаются. И я уверен, что через какое-то время наши отношения будут восстановлены на новой основе с учетом тех реалий, которые сложились, и с учетом тех трагических страниц, которые эти отношения прошли за последнее время".

Глава государства затронул в беседе и проблему борьбы с коррупцией. Самое сложное в этом процессе, считает Медведев, – запустить принятые антикоррупционные законы в действие: "Сейчас главное – этим (принятыми законами) научиться пользоваться, не бояться применять эти документы, сделать так, чтобы эти документы работали, чтобы те, кто их применяет, не боялись, что им завтра за это надают по шапке".

Президент подробно остановился на принятом недавно законе об антикоррупционной экспертизе. "Если в ходе проверки законопроекта или его последующего мониторинга, когда этот законопроект уже превратился в закон, будет установлено, что этот закон создает возможности для того, чтобы деньги тянуть, для того, чтобы взятки брать, для того, чтобы откаты получать, этот закон должен быть изменен", – пояснил Медведев. По его словам, поводом для экспертизы будут случаи, когда сознательно в законопроект закладывается коррупционная норма и "можно будет при помощи этой нормы принимать какие-то незаконные решения". "Здесь реакция должна быть однозначной: эта норма должна просто из законопроекта быть изъята, а с конкретными людьми, которые эту норму поместили, можно еще и какие-то разговоры провести, если будет, конечно, установлено, кто это написал", – отметил глава государства.

Кроме того, экспертиза потребуется, если "сама по себе норма нечеткая и дает возможность ее коррупционного применения". "Тогда она как минимум должна быть откорректирована", – отметил Медведев. При этом он признал, что закон не закрывает всех вопросов: "Но это очередной шаг в области создания соответствующих нормативных актов, посвященных противодействию коррупции, и не последний шаг. Мы должны будем и дальше совершенствовать законодательство.

Медведев не согласился с мнением Позднякова о том, что в последнее время в связи с начатой борьбой с коррупцией уровни "откатов, взяток выросли в разы". "Я думаю, что это вранье, потому что они и так были очень высокими, и считать, что коррупционеры решили в последний раз насосаться крови, – это преувеличение, – сказал президент. – Мы пока не вышли на такой уровень преодоления этой проблемы. Скорее всего, это просто ощущение, что что-то пришло в движение, и поэтому или денег больше требуют, или еще что-то, но это уже сам по себе неплохой сигнал. Это означает, что все-таки мы движемся в правильном направлении – даже принимая во внимание то, что результаты пока совсем-совсем скромные".

Медведев также отметил, что "до тех пор, пока о России будут думать как о государстве, где запредельно высокий уровень коррупции, к нам будут и относиться соответствующим образом". "Значит, задача властей – победить коррупцию, как бы это сегодня, может быть, нереально ни звучало", – подчеркнул он. "Это наша задача, пусть даже на десятилетия вперед, тем более что опыт ряда крупных стран показывает, что это возможно", – добавил Медведев.