В середине недели Украина вроде обо всем с Россией и Европой договорилась. А потом как по мановению чьей-то палочки, опять передумала. О том, какие возможны пути выхода из сложившегося "газового" тупика, в интервью Сергею Брилеву рассказал вице-премьер Игорь Сечин.
- В середине недели, когда мои коллеги делали свои репортажи из Брюсселя по итогам ваших встреч, казалось, что все решено. И тем не менее к концу недели приходится проводить дополнительный саммит в Москве. Когда вдруг возникла эта тема так называемого технического газа, который требуется украинцам. Ее появление уже после того, как были проведены успешные встречи в Брюсселе вызвало у вас удивление?
- Переговоры и в Брюсселе, и до Брюсселя шли достаточно напряженно. И напряжение было связано как раз с позицией украинской стороны, которая настаивала на безвозмездной передаче всего объема газа, необходимого для создания технологических условий для транзита, от "Газпрома" компании "Нафтогаз Украины". Без всяких условий, без контрактов и с правом, как указывала украинская сторона, для "Нафтогаза" в перспективе непонятным образом вернуть этот газ. Есть право вернуть, но есть право не возвращать. Вот они себе в этих документах просили дать право рассмотреть возможность возврата этого газа. А между тем объем газа, который, видимо, необходим для создания технологических условий прокачки, достаточно значительный.
Вообще вы подняли правильный вопрос. Необходимые меры по транзиту должна принимать страна, которая осуществляет транзит – транзитер. Очень хороший пример привели белорусские коллеги. Как будто вам сказали – "садись в такси, платите по счетчику". Но при этом водитель еще просит вас завернуть вместе с ним на заправку и заплатить за заправку полного бака.
- Есть еще один такой технический вопрос, который сейчас появился в политической повестке дня. Когда "Газпром" попросил Украину прокачать определенное количество газа, был назван маршрут, судя по всему, достаточно рутинный для наших газовиков, но теперь уже у всех на слуху – "Елец-Кременчуг-Измаил". Украинцы вдруг говорят, что этот маршрут невозможно задействовать, потому что в данный конкретный момент, они качают газ по нему в другую сторону. У вас есть сейчас понимание, что в последние две недели в украинской газотранспортной системе творилось? Какие потоки газа куда шли, что из этого закачивалось, может быть, про запас в их подземные хранилища, чтобы продолжать дальше шантажировать Россию, что тратилось? Есть такое понимание?
- У нас детального представления о то, что происходит в газотранспортной системе Украины, нет. Украинская сторона, несмотря на подписание трехстороннего протокола между Россией, Украиной и ЕС о начале мониторинга за транзитом газа, не выполняет в полном объеме, взятых на себя обязательств. Вместе с тем у нас есть и информация из СМИ, информация от наблюдателей о том, что действительно газотранспортная система Украины в настоящее время, если можно так сказать, развернута в обратную сторону и обеспечивает в основном внутреннее потребление. Видимо, с этим были связаны решения украинского руководства по закрытию экспортных, которые Украина произвела 6 января. При этом "Газпром" еще осуществлял прокачку на экспорт. И этот объем, в том числе тоже осел в газотранспортной системе Украины.
- На этой неделе было примечательное сообщение, касающиеся того, что существуют планы о том, чтобы в обозримом будущем стороной, которая займется модернизацией украинской газотранспортной системой, будут американцы. Политически это, наверное, многое что объясняет. А вот с технической точки зрения: пока ведь на Украине действует, по большому счету, бывшая советская газотранспортная система. Если туда приходят американцы, философия работы газотранспортной системы нарушается?
- Действительно такая информация распространялась. И я далек от того, чтобы делать какие-то подробные комментарии. Но факт есть факт. По-моему 19 или 20 декабря прошлого года министр иностранных дел Украины с одной стороны и Кондолиза Райс с другой стороны подписали хартию о стратегическом партнерстве между Соединенными Штатами и Украиной. И эта хартия предусматривает возможность сотрудничества между этими странами по модернизации системы о транспортировки газа. Поэтому, думаю, что каждый может сделать вывод сам. Но факт такой есть: действительно хартия подписана и такие документы размещены даже на сайте украинского правительства.











































































