Игры для настоящих мужчин

В НПО "Русские базовые информационные технологии" разрабатываются комплексные тренажерные системы нового поколения. На экранах компьютеров вовсе не игра, а моделирование того, что может происходить во время воздушного боя.

В НПО "Русские базовые информационные технологии" разрабатываются комплексные тренажерные системы нового поколения, работающие в едином виртуальном пространстве, способные эффективно взаимодействовать с реальными информационными системами. На экранах компьютеров вовсе не игра, а моделирование того, что может происходить во время воздушного боя.

Это не компьютерный клуб. Это уникальный инструмент для министерства обороны России по моделированию различных вооруженных конфликтов и войн. Игры для настоящих мужчин. "В развитии вооружений всегда стоит дилемма. Вот у нас ограниченный бюджет, нам нужно сделать 100 танков или одну ракету. Элементарно. Мы создаем модели новых танков и эту ракету. Погружаем их в группировки Вооруженных сил и результаты действий показывают, что лучше для армии", – поясняет Владимир Барвиненко, советник гендиректора ОАО "НПО Русбитех".

Тренажеры разрабатывают многие предприятия, как в России, так и за рубежом. Однако такой комплекс – виртуальное поле боя, в котором объединены все виды боевой техники – сделан в научно-производственном объединении "Русские базовые информационные технологии" – "Русбитехе". "Здесь разрабатывается самое сердце, если можно так сказать, сама среда, в которой они (тренажеры) объединяются в одно пространство", – уточняет Владислав Ляпин, генеральный директор объединения.

Создать программу такого уровня стало возможным, когда программистами выступили сами военные. Офицеры, которые командовали полками и дивизиями, знают военные действия не по учебникам. В компьютерных играх все условно. Если запущен снаряд против танка, то он поразит только его. В реальности, если в область разлета осколков попадет вертолет, то он тоже будет сбит. В этом комплексе все по-настоящему. Можно проводить не только индивидуальную подготовку, но и обучать расчеты, экипажи, повышать квалификацию органов военного управления.

"На самом деле, военное дело чрезвычайно сложно. Мы обучаем должностных лиц командного пункта объединения. 35-50 тысяч объектов воюют в объединении с каждой стороны, и органам управления, должностным лицам нужно осмыслить их поведение. Они могут воевать на земле, в воздухе, в космосе, на воде и под водой, и все это нужно осмыслить", – объясняет Владимир Барвиненко.

Это виртуальное боевое пространство отличается от компьютерной игры глубиной проработки. Будущий летчик, танкист или ракетчик буквально погружаются в атмосферу боя. "Каждая электронная модель каждого образца вооружения проходит свой период разработки, период верификации ее военными специалистами. Конечно, модель образца максимально приближена к реальности", – утверждает Владислав Ляпин.

В этой системе каждый видит другого, работает по единому замыслу, выполняя свои задачи. Испытать себя в пилотировании и управлении может человек, даже не сведущий в военной технике, и не так называемый геймер. Как оказалось, здесь нет особых сложностей. Для этих целей можно воспользоваться виртуальными тренажерами.

Эта система может не только обучать, но и прогнозировать возможное развитие событий. В программе используются специально подготовленные электронные карты местности. И самое главное, виртуальное боевое пространство позволяет ответить на вопрос о том, какое действие противника более вероятно. Информационно-моделирующая среда становится третейским судьей, который может объективно оценить принимаемые решения. "Обстоятельства были такими, что мы две войны – войну в Югославии и в Ираке – с упреждением промоделировали. И у нас получилось совпадение действий в первые дни войны больше 70-80%. То есть, мы достигли цели", – поведал советник гендиректора "Русбитеха".

Высокие технологии имитируют все действия сухопутных и военно-воздушных сил, военно-морского флота – движение, удар, маневр, огонь. Можно оценить силы свои и противника, потери, глубину проникновения в оборону. Сегодня в "Русбитехе" отработаны типовые электронные модели объектов всех видов и родов войск, даже космических. "Космическая группировка. Вверху показана орбитальная спутниковая группировка, которая осуществляет работу в соответствии с заранее заданными орбитами. Количество спутников и местоположение орбит определяют возможности группировки по ведению разведки, например, по навигации", – объяснил Валерий Королев, начальник отдела проектирования объединения.

На базе "НПО Русбитех" формируется холдинг по моделированию и тренажеростроению в составе госкорпорации "Ростехнологии". "Русбитех" получит большее внимание государства.