Латвия: имидж не главное, когда денег нет

Сейм Латвии урезал социальные пособия, пенсии и зарплаты бюджетников.
Сейм Латвии урезал социальные пособия, пенсии и зарплаты бюджетников.
Пенсионеры и бюджетники Латвии требуют сурово наказать политиков, которые привели страну к банкротству. Сегодня в центре Риги на улицы вышли тысячи людей. Главный повод – сокращение зарплат, пособий и пенсий доходящее порой до 70 процентов.

Пенсионеры и бюджетники Латвии требуют сурово наказать политиков, которые привели страну к банкротству. Сегодня в центре Риги на улицы вышли тысячи людей. Главный повод – сокращение зарплат, пособий и пенсий доходящее порой до 70 процентов. Властям пришлось пожертвовать даже святым – комиссией по подсчету ущерба от советской оккупации, ее не на что содержать. Но и это не помогло. Сегодня как никто другой это понял министр финансов Латвии, попытавшийся объясниться с толпой.

"Хлеба, хлеба!" – скандируют демонстранты на улицах Риги.

Эта акция протеста всего в нескольких метрах от здания кабинета министров, но еще никогда власти Латвии не были так далеки от своих жителей.

"Это геноцид, геноцид латвийского народа!" – с возмущением в голосе говорит пожилая рижанка.

Это про действия латвийского правительства: на этой неделе министры приняли радикальное решение – урезать бюджет нынешнего года на 500 миллионов латов. Отнимать решили не у богатых.

"Пенсионерам снимают, учителям снимают, у врачей, дворников! Придет осень, что мы заплатим за квартиру?!! Ничего!!! Люди, нам нужно объединяться, что же это такое!!!" – возмущается Светлана Пекурина.

За пенсии взялись основательно: неработающим пенсионерам их сокращают на 10 процентов, работающим – на 70 %! Зарплаты педагогов с сентября станут почти вдвое меньше. И так почти в каждой сфере.

Им, кажется, не хватало слов, чтобы выразить свое негодование. Ведь думали, хуже уже не будет. Но латвийское правительство распорядилось урезать и без того небольшие пенсии и социальные пособия, зарплаты учителей, врачей и полицейских. В Латвии закрывают школы и больницы.

Первым таких экспериментов над медициной не выдержал министр здравоохранения: накануне он ушел в отставку. Сегодня за столь радикальные меры попытался извиниться министр финансов Эйнар Репше. Вышел к народу и чуть не остался без галстука. Поспешил ретироваться. Под громкий свист протестующих.

В правительстве настаивают, что сокращать пенсии – мера жесткая, но необходимая. Так хочет Европа. В конце прошлого года Латвия выпросила международный кредит – 7,5 миллиарда евро. Один миллиард европейцы дали, со вторым траншем не торопятся. Попросили сначала уменьшить расходы. И в Латвии уже уменьшили не раз, но в Брюсселе сказали: мало. И властям Латвии ничего не остается: ведь, по словам премьера страны, если международный транш не придет, уже в августе платить пенсии и зарплаты бюджетникам вообще будет нечем. И рижские старушки выучили имя главы европейской комиссии Жозе Мануэла Баррозу.

"Мы уже банкроты! Они просили сократить наш бюджет на полмиллиарда, потом еще на полмиллиарда, но им все мало! Это уже не серьезно!", – заявляет один из протестующих, Артур Краузе.

В январе подобный митинг закончился погромами, сегодня людей сдерживала полиция. Не силой, а уговорами. Стражи порядка тоже участвуют в акции протеста. Многие из этих людей пять лет назад голосовали за присоединение к единой Европе. Но грянул кризис, и зажиточным европейцам оказалось не до новых соседей.

Латвия сейчас самая нищая в Евросоюзе, просто так вливать средства в ее экономику инвесторы не спешат. А ведь еще несколько лет назад все было по-другому.

В Риге росли новостройки, цены на жилье и суммы кредитов, которые с легкостью выдавали банки. Видимое благополучие всю Латвию возвышало в глазах ЕС. Все рухнуло разом. Растут теперь только очереди на бирже труда.

"У нас был ВЭФ, "Альфа", текстильное производство! Где это все? У нас ничего больше нет!" – стараясь быть услышанной на фоне толпы почти кричит Вия.

Сегодня латвийские политики повторяют: мы жили слишком богато, тратили слишком много денег. И, видимо, не врут. О том, насколько плохо в республике дела, можно судить и по такому факту: премьер-министр страны распорядился закрыть комиссию по подсчету ущерба от советской оккупации. Имидж не главное, когда денег нет.