Фильм "Подстрочник" стал интеллектуальным открытием этого года. Долгая жизнь Лилианны Лунгиной – прославленной переводчицы – удивительно глубоко и ясно выразила весь ХХ век. Скоро киномонолог Лилианны Лунгиной выходит в виде книги.

Киномонолог Лилианны Лунгиной выходит в виде книги. Фильм "Подстрочник" стал интеллектуальным открытием этого года. Долгая жизнь Лилианны Зиновьевны Лунгиной – прославленной переводчицы – удивительно глубоко и ясно выразила весь ХХ век.

Мало кто знал эту женщину в лицо, хотя литературный вкус Лилианны Лунгиной, ее остроумный язык воспитали не одно поколение детей. Среди них и режиссер Олег Дорман. Книга о Малыше и Карлсоне произвела на семилетнего ребенка ошеломляющее впечатление.

"Я сообразил еще в те годы, что ее написала не Астрид Линдгрен по-русски, а что ее кто-то так сумел пересказать. Поэтому я посмотрел и запомнил, как зовут эту женщину", – рассказывает Олег Дорман.

Авторский текст разлетелся на цитаты – высшая награда для переводчика.

С Лилианной Лунгиной жизнь свела Олега намного позже. Когда поступил во ВГИК на сценарное отделение к Семену Львовичу Лунгину – мужу переводчицы, автору фильмов "Жил певчий дрозд", "Внимание, черепаха!", "Добро пожаловать или посторонним вход воспрещен".

"Я не поступил на режиссерский факультет, а до армии надо было как-то скоротать время. Потом оказалось, что это счастливейшая неудача, что я тогда не поступил на режиссерский и попал в мастерскую к Лунгину и познакомился с двумя удивительными людьми", – говорит Дорман.

Началось все с рассказов за завтраком, когда Олег узнал о том, что во Франции вышла автобиографическая книга Лунгиной и стала книгой года. Он упросил пересказать, о чем она. Каждый день он приходил в дом Лунгиных к завтраку и слушал, слушал, слушал…

Она рассказывала о своей судьбе, семье, друзьях, о жизни советской интеллигенции, о знаковых событиях ХХ века, к которым она оказалась причастна. Ее удивительный взгляд на мир пленил молодого сценариста. Вечером, возвращаясь домой, он записывал ее рассказы. "Мне казалось, что это не должно уйти. Я подумал, что такие чувства, наверное, испытывал древний грек, который первым услышал Гомера", – говорит Дорман.

К концу рассказа Дорману стало очевидно – это кино. Но уговорить Лунгину оказалось не просто. Шли годы, а Лилианна Зиновьевна отказывалась говорить на камеру. Согласилась только вскоре после смерти любимого мужа. И вот, вооружившись необходимой техникой, Дорман и оператор Вадим Юсов пришли к ней в дом. Но разговор перед камерой не клеился. И только когда, уже отчаявшись, съемочная группа и сама героиня отправились попить чаю, Лилианна Зиновьевна раскрылась. "Мне казалось диким, что я буду говорить о себе", – признавалась Лилианна Лунгина.

Дальше началось, как говорит сам режиссер, чудесное. "Наш звукооператор все время влезал, понимая, что это непрофессионально, говорил: "Да, я вот тоже помню, что в детстве в нашей коммуналке было так-то и так-то". И она говорила: "Я помню. И я понял, что оставаться безучастным к ее рассказу невозможно и что все получится", – рассказывает режиссер.

15-серийному фильму-роману "Подстрочник" суждено было выйти на телеэкран только спустя 11 лет. После долгих скитаний по каналам, после категоричных отказов "Зрителям это не нужно", после равнодушия продюсеров и прессы наступила пора успеха. Фильм стал интеллектуальным открытием года, и как логическое продолжение Олег Дорман сейчас готовит к выпуску одноименную книгу.

"Книга в каком-то смысле гораздо более горькая и острая, чем фильм. В ней больше политики, – раскрывает секрет Олег Дорман. – В ней более подробно вспоминается вся наша история в ХХ веке. Какие-то эпизоды, невошедшие в фильм, стали сейчас совершенно необходимыми".

Но ни в книге, ни в фильме нет ни одного размышления об истории вне связи с жизнью рассказчицы. Режиссерская задумка: все события эпохи сквозь призму одной судьбы. В фильме все то, о чем она мечтала и чем жила. Жаль только, говорит режиссер, судьба распорядилась так, что главной и единственной героине – Лиле Лунгиной, его увидеть так и не удалось. Она умерла вскоре после съемок в возрасте 77 лет.