Космонавты примерили новый гардероб

Космонавты 19-й экспедиции Геннадий Падалка и Майкл Баррат вышли в открытый космос в новых скафандрах. "Орлан МК" – пятое поколение космической спецодежды. Их главное отличие – бортовой компьютер. Скафандр – единственная защита человека от "агрессивного" космоса.

Космонавты Геннадий Падалка и Майкл Баррат впервые облачились в новые скафандры "Орлан МК". В открытом космосе экипаж работал пять часов, по космическим меркам – полноценный рабочий день. Они установили оборудование, при помощи которого осенью к российскому сегменту пристыкуют еще один модуль, научный.

Новая амуниция звездного отряда. Главное отличие – компьютер. Он помогает контролировать работу всех систем жизнеобеспечения, а это и температура, и давление, и кислород. Если скафандр неисправен, компьютер звуковым сигналом и световым табло предупреждает космонавта об опасности. Подробнее об этом – Геннадий Щавелев – начальник отдела НПП "Звезда": "Компьютер, микропроцессор собирает информацию с датчиков и на всех этапах, на всех режимах работы скафандра выдает космонавту необходимые подсказки, необходимую информацию, что раньше "Орлан М" не делал".

Космос – враг всему живому: радиация, глубокий вакуум. Без скафандра человек погибнет в считаные секунды. К счастью, подобных ЧП на орбите не было. Скафандры всегда служили исправно. Осваивать их космонавты начинают еще на Земле.

"Для того чтобы использовать скафандр и правильно его эксплуатировать, чтобы чувствовать себя как дома, для этого надо пройти теоретический курс по обучению и освоению всех систем, которые существуют, а систем там много", – объясняет технический руководитель тренировок Игорь Никишин.

Экспериментальный модуль установлен на научно-производственном предприятии "Звезда". Внутри модуля – настоящие космические условия. "У нас – вакуумная камера, мы можем создать разряжение аналогичное космосу", – продолжает Игорь Никишин.

До полета Александра Скворцова и Антона Шкаплерова – меньше года. Первое занятие: подготовка скафандра к выходу в открытый космос. Сейчас им помогают инструкторы. В звездном отряде – золотое правило: космонавты никогда не выходят в космос в одиночку. И даже здесь, на штатных тренировках, тренируются вместе.

За 40 лет – это уже пятая модернизация скафандра. Меняли даже цвет, с оранжевого на белый, чтобы лучше отражались солнечные лучи. Следующий шаг конструкторов – совместить скафандр с миниреактивным двигателем – для свободного перемещения в открытом космосе.