Тема:

Автоутилизация 9 месяцев назад

Спасательный круг для российского автопрома

Спасательный круг для предприятий автопрома. Российские заводы получают госзаказы, и это становится хорошим шансом для выживания в условиях кризиса. Одни из примеров – автомобильный завод в башкирском городе Нефтекамск, где конвейер не только ни останавливают, а даже переходят на работу в три смены.

Спасательный круг для предприятий автопрома. Российские заводы получают госзаказы, и это становится хорошим шансом для выживания в условиях кризиса. Одни из примеров – автомобильный завод в башкирском городе Нефтекамск, где конвейер не только ни останавливают, а даже переходят на работу в три смены.

Полноценная рабочая неделя и солидный портфель заказов, и это на обычном автомобильном заводе. В то время как многие гиганты автоиндустрии вынуждены сокращать свое производство на заводе "НефАЗ", что в башкирском городе Нефтекамске, даже переходят на работу в три смены. Так в чем же секрет выживания в условиях кризиса в такой чувствительной отрасли, как автопром?

"Когда идешь по цеху и все это слышишь – настроение поднимается",- своего приподнятого настроения генеральный директор ОАО "Нефтекамский автомобильный завод" Раиф Маликов не скрывает. На предприятии появился очередной крупный заказ. Сборка грузовиков, прицепов и пассажирских автобусов идет в три смены. Конвейер не останавливается ни на минуту. Но так было не всегда. В 98-м автомобильное производство в башкирском Нефтекамске едва не встало. Переживающий снижение спроса завод – спутник "КамАЗа" – почти перестал выпускать свою главную продукцию – самосвалы.

"Мы интуитивно почувствовали, нас еще тот кризис подтолкнул к тому, чтобы развивать новое производство. Мы поняли, что если мы будет только самосвалами заниматься, то будет беда для завода. И мы наметили 3 направления. И вот теперь новый кризис, но мы работаем, зарплату рабочие получают, нас спасает производство автобусов",- рассказывает директор Нефтекамского автозавода.

О модном нынче слове "диверсификация" на заводе 10 лет назад, конечно, ничего не слышали, но пользу от внедрения новых видов продукции почувствовали сразу. На предприятии появились госзаказы на сельхозтехнику, а потом и на первые автобусы для городских автопредприятий. "Это градообразующее предприятие, на котором трудятся 12 тысяч работников, и ни один из них не был сокращен. И теперь, когда эти проблемы есть, мы целенаправленно покупаем их продукцию",- говорит премьер-министр Республики Башкортостан Раиль Сарбаев.

В то, что на базе "КамАЗа" можно делать современные автобусы, поначалу мало кто верил, но, оказалось, что именно это производство станет спасательным кругом для предприятия. Сейчас автобусы городской, пригородной и междугородней модификаций на "НефАЗе" делают больше тысячи, причем модельный ряд расширяется каждый год, как и география поставок. "Мы мечтали в тот год с объемом производства в 200 миллионов, что когда-нибудь выйдем на объем в 8 миллиардов. Но вот в прошлом году мы даже превысили этот показатель и вышли на 10,5 миллиардов. Лично я считаю, что кризис – в наших головах. А мы должны всегда думать, искать выход. Вот, несмотря на сложности, мы развиваем новую гамму автобусов",- дал оптимистическую оценку сложившейся ситуации директор автобусного производства нефтекамского завода Забир Гарипов.

Эта новая модель уже прошла сертификационные испытания и запущена в серийное производство – первый в России автобус для людей с ограниченными возможностями. Специальное устройство, установленное в дверном проеме, позволяет без труда закатить в салон инвалидную коляску или крупногабаритный груз, а если нужно, с помощью специальной пневмосистемы автобус сам наклонится к пассажиру. "Я отмеряю клиренс, он не должен превышать 300 миллиметров",- проверяет высокие технические возможности новой техники Раиль Фарбаев, водитель-испытатель ОАО "Нефтекамский автомобильный завод".

Спрос на такие автобусы в России огромен, а вот этот 15-метровый гигант готовы покупать даже в Европе. Автобус с удлиненной базой на 160 пассажиров пока еще на стапелях завода, но через месяц совместная разработка нефтекамских и европейских автопроизводителей пойдет на испытания. С бельгийским концерном VDL "НефАЗ" сотрудничает уже несколько лет. Начинали с отверточной сборки нескольких моделей, теперь создают крупномасштабное производство с локализацией до 80 процентов. На этом настояли европейские партнеры. Оказалось, что по качеству автобусы, произведенные в России, ничем не уступают европейским, но в цене выигрывают многократно. "Я уверен, что наши автобусы будут покупать за границей, но мы и так их уже продаем в некоторые страны",- убежден глава завода.

Детский ансамбль "Виктория" готовится к очередном выступлению – на дне рождения завода, где соберется весь город, ведь с "НефАЗом" связан каждый третий житель Нефтекамска. И то, какое настроение царит на заводе, сразу же видно и на жителях города. От того, движется или нет главный конвейер "НефАЗа", сегодня зависит благополучие не только самого завода, но и целого города. Поэтому в Нефтекамске очень надеются, что портфель заказов на градообразующем предприятии не опустеет, но даже если перестанут продаваться самосвалы, у завода есть на что переориентировать свое производство – выпуск пассажирских автобусов растет год от года, несмотря ни на какой кризис.