Космический МИМ

Международная космическая станция – на пороге грандиозного строительства. Осенью транспортный корабль "Прогресс" доставит новый Малый исследовательский модуль (МИМ). Еще один модуль для российского сегмента доставит на МКС в 2010 году американский шаттл.

МКС – на пороге строительства. Осенью транспортный корабль "Прогресс" доставит на станцию новый малый исследовательский модуль – МИМ, испытания которого завершены сейчас в РКК "Энергия". Еще один модуль для российского сегмента доставит на МКС в 2010 году американский шаттл.

Международная космическая станция – на пороге грандиозного строительства. Вскоре российский сегмент станет больше: к МКС пристыкуют два новых модуля.

В цехе корпорации "Энергия" кипит работа. Малый исследовательский модуль МИМ-2 испытывают давлением. Своеобразная консервация: изделие заполняют азотом, готовят к полету.

"Это будет новый переходной шлюз, к которому будут стыковаться – и мы, и американцы. В общем, все будут через него входить внутрь станции и выходить в открытый космос", – объясняет Андрей Васильев, специалист контрольно-испытательного центра.

В ноябре российский "Союз" доставит на орбиту МИМ-2. В пути он будет выполнять и роль грузовика. После стыковки – станет частью орбитального дома.

"На этих малых исследовательских модулях мы планируем добавить к имеющимся еще по два рабочих места исследовательских в каждом рабочем модуле. К середине следующего года у нас будет еще 4 рабочих места, на которых можно будет проводить эксперименты", – говорит Виталий Лопота, генеральный конструктор РКК "Энергия им. С.П.Королева".

Сейчас на орбите интернациональный экипаж из шести космонавтов и астронавтов. Поэтому к МКС должны быть пристыкованы два спасательных корабля "Союз". Увеличилось и количество грузовых кораблей "Прогресс". Для полноценной работы станции необходимо еще 4 стыковочных узла. Эту роль и выполнят МИМы.

"У нас подобных модулей давно не было, последним мы запустили в 2001 году модуль "Пирс", и в силу ряда причин у нас был период, когда мы не запускали модули, сейчас в этом году пойдет МИМ-2, потом МИМ-1", – рассказывает заместитель генерального конструктора, главный конструктор пилотируемых комплексов Николай Брюханов.

Внутри другого модуля – МИМ-1 – электрические испытания. Множество проводов и каждый со строго определенной силой тока. А снаружи наводят "косметику" – обклеивают специальным материалом.

- Нам молоко дают за клей. Пол-литра в день.

Работа на первый взгляд простая, но важная и интересная, как уверяет клейщица силовой арматуры Елена. Больше 10 лет она работает на этом участке. Лично обклеила весь российский сегмент МКС.

"Все мелкое, такая работа есть малюсенькая, маленькими ножничками вот так стоишь и режешь. Спускаемые, бытовые отсеки, работы полно, только успевай поворачиваться", – говорит Елена Клейменова, клейщица силовой арматуры и мягких баков.

Электровакуумная изоляция: сотни слоев фольги и специальной ткани, должны защитить корпус модуля от агрессивной космической среды.

Этот МИМ-1 из-за особенности своей конструкции полетит в космос на шаттле в мае будущего года. Об этом договорились два агентства – Роскосмос и НАСА.

Это только на словах данный модуль называется малым. На самом же деле в объеме внутри разместится огромное количество научной аппаратуры. Вот этими креплениями модуль зафиксируется в грузовом отсеке шаттла, а на верхней площадке разместится научная аппаратура, которая так необходима Международной космической станции.

Пока модули называют просто – МИМ. Однако перед пуском будет объявлен конкурс на лучшее название. Это неукоснительная традиция, как у судостроителей. Как корабль назовешь, так он и поплывет.