Любовь Глебова: выпускников-гуманитариев в два раза больше технарей

Читать Вести в MAX
О результатах ЕГЭ в интервью "Вестям" рассказала глава Рособрнадзора Любовь Глебова.

О результатах ЕГЭ в интервью "Вестям" рассказала глава Рособрнадзора Любовь Глебова.

- Любовь Николаевна, здравствуйте.

- Добрый день.

- Как вы лично оцениваете результаты этой экзаменационной кампании?

- Сегодня действительно была последняя комиссия по шкалированию. 15-го ребят сдавали последний экзамен – историю и физику. Мы сегодня прошкалировали их и назвали результаты. И сейчас уже можно сделать выводы. То, что мы прогнозировали, чего мы хотели добиться, – ровной и стабильной ситуации для сдачи, для того, чтобы потом посмотреть на результаты. И результаты оказались достаточно ожидаемыми, достаточно понятными. На сегодняшний день, к примеру, по двум названным вами предметам: по физике минимальную границу баллов не пройдет у нас 5,8% ребят. Особенность эта связана с тем, что физику в этом году сдавали больше, их сдавала одна четверть выпускников. Максимальное количество было среди них тех, кто физику учил два часа в школе. Поэтому минимальную границу мы устанавливали по объему базовой части для тех, кто учил физику по два часа. Для тех, кто учил физику больше, я думаю, что рамка вузов ждет там, где это профильный предмет. Конечно же, вузы установят более высокую границу для приемных испытаний. По истории: у нас по этой границе 8,6 ребят не пройдет, то есть не получат путевку на ту специальность, где история является профильным предметом или где история нужна для сдачи. Надо сказать, что историю пришло сдавать в три раза больше, чем в прошлом году. И достаточно понятно количество специальностей, для которых нужны эти предметы, абсолютно четко задало количество тех детей, которые у нас это сдают. И рамку для них определило в этом смысле абсолютно адекватное состояние между теми, кто в принципе вообще не способен обучаться в высшей школе по этой специальности. Но аттестат у них на руках. У них есть еще возможность передумать и пойти не на эту специальность, а на другую. И если они не сдавали в первой волне какие-то экзамены, то у них в этом году, по нашему распоряжению, есть возможность во второй волне досдать и попробовать себя в какой-нибудь другой специальности. Потому что до 25 июля у нас во всех вузах будут приниматься результаты вступительных, собственно, того, что является вступительными испытаниями.

- А подают ли ребята апелляцию?

- Да, ребята, ребята апелляции подают очень много. Фиксируется это количество в субъектах РФ, потому что перепроверка работ идет и конфликтная апелляционная комиссия работает на уровне субъектов. В данном случае Федерация лишь принимает эти работы для подтверждения, для обработки и вносит их в новую базу данных. Воспользовалось возможностью доказать все-таки, что его точка зрения, выпускника, имеет право на жизнь, достаточно большое количество. Я не могу сейчас сказать в процентах, в цифрах субъектов, но, например, по русскому языку только в Москве было подано около 3 тысяч апелляций.

- Это сколько у нас тысяч выпускников сдавали экзамены?

- Всего у нас 930 тысяч выпускников сдавали экзамены по всей стране, а в Москве по русскому языку 3 тысячи воспользовались правом апелляции. Есть еще один достаточно любопытный, с моей точки зрения, факт, это тоже результат сегодняшнего дня. У тех ребят, у которых были неуды или "двойки" по-старому, по одному из предметов, либо по русскому, либо по математике, была возможность пересдать этот предмет. И вот 17 июня в стране пересдавали русский язык. И мы сегодня подвели итоги этой пересдачи.

- И каков результат?

- 83 процента ребят сумели свой результат улучшить.

- А остальные 17 процентов?

- А остальные 17% подтвердили эту двойку и вошли в число тех, кто не получит аттестат.

- Что их ждет?

- Во-первых, у нас не получат аттестат те, кто не сдал русский язык и математику.

- И одно, и второе?

- И одно, и второе вместе. И у них не было права на пересдачу. Права на пересдачу не было. Оно есть только у тех, кто хотя бы один экзамен сдал. 17 июня пересдали русский язык, а в прошедшую субботу, 20 июня, пересдали математику. Результаты по русскому показали, что 83 процента, видимо, подготовились, посмотрели на себя более и подумали о том, что будут делать. Взялись за голову. Соответственно, в математике мы тоже ожидаем, что ребята улучшат свой результат. Если они подтверждают неудовлетворительную оценку по одному предмету или вошли в число тех, кто не получил возможность по двум предметам, соответственно далее они первые, конечно же, имеют возможность пересдать через год.

- То есть они остаются на второй год фактически?

- Нет, они не остаются на второй год, они получают справку о том, что они прослушали этот курс. Далее, у этих ребят у всех есть возможность за это время получить любую специальность в системе начального профессионального образования, куда они могут придти без конкурса на базе 9 классов, которые у них есть. И в среднем профессиональном образовании представить свои результаты, чтобы они имели возможность поступить на специальность в СПУ на базе 9 классов. Но в ходе обучения пройти по ускоренной программе, по так называемому индивидуальному плану обучения. И если они подтвердят свои знания, которые получили в 10-11 классе, то у них есть возможность получить свою специальность не за 4 года, как это делают все ребята, которые поступают после 9 классов, а за год и 9 месяцев. Если они сдадут свои вот эти знания по общеобразовательным предметам в техникуме или в колледже, когда будут учиться на индивидуальном плане. Это право образовательных учреждений среднего профессионального образования. Но мы знаем, и собственно, наша рекомендация в систему СПУ была такова, чтобы наши образовательные учреждения давали такое право обучаться по ускоренному индивидуальному плану. Для тех ребят, которые имеют справку, что они прослушали этот курс. И у них практически появится попытка подтвердить то, что они получили знания уже в системе среднего профессионального образования.

- То есть, эта ускоренная программа обучения – если человек поступает в ПТУ.

- Индивидуальный план.

- Да, индивидуальный план. Он запускается с момента поступления в ПТУ или после того, как человек через год после поступления в ПТУ сдал экзамен?

- Нет-нет, вот сейчас он идет в ПТУ или техникум на основании того, что у него есть подтвержденные 9 классов образования и еще справка о 10 и 11 классе.

- То есть эта справка дает возможность пройти ускоренный индивидуальный план.

- Совершенно правильно. На основании этой справки образовательные учреждения могут принять решение о том, что ребята будут обучаться по индивидуальной программе.

- Значит, следующим летом пересдача и потом можно поступать в ВУЗ?

- Можно следующим летом ничего не пересдавать.

- Оставаться в ПТУ, через год и 9 месяцев приходить?

- В техникумы через год и 9 месяцев, в НПУ через год. Если они подтвердят там, то получая диплом среднего профессионального образования, они автоматически получают и аттестат, подтверждение о прохождении всех программ общего полного образования. Но если они не пойдут получать профессию, а решат, что будут подтягиваться в индивидуальном режиме, то тогда через год, пожалуйста, приходите и пересдавайте.

- Изменилось ли как-то соотношение, скажем так, физиков и лириков? Какие специальности, судя по результатам экзаменов, на ваш взгляд, сейчас наиболее востребованы в нашей стране? По каким ученики подтянулись – гуманитарные или все-таки технические, точные науки?

- Достаточно ожидаемая картина: связать свою жизнь со специальностями, где требуются гуманитарные знания, у нас готовы в два раза больше ребят, чем те, которые готовы получать специальности по техническим направлениям, потому что экзамен по обществознанию выбрали у нас почти половина выпускников этого года. А экзамен по физике выбрали четверть выпускников этого года. Поэтому соотношение 1 к 2. То есть гуманитариями у нас хотят стать в два раза больше, чем технарями. С точки зрения качества надо сказать, что ребята, которые сдавали у нас обществознание, которые сдавали историю, больше будет тех, кто не прошел минимальную границу. Ну, например, по истории – 8,6 % ребят сдававших не прошли минимальную границу. А по физике – 5,8. Что это означает? Это означает, что в этом году сдавать физику пришли не только те, кто профильно ее изучает, а у нас, кстати, пришло в 3 раза больше ребят на физику, чем в прошлом году. И пришли в основном те, кто изучает физику два часа в школе. Не 4 и 5 часов. Поэтому экзамен в этом году и минимальная его граница устанавливалась на основании знаний тех ребят, которые изучали физику два часа. Тем, кто у нас, скажем, лучший физик, совсем физик-физик, легче было сдать физику, чем в прошлом году. Но что, собственно, не означает, что высшие учебные заведения, которые дают образование по техническим специальностям, не воспользуются своим правом установить более высокую границу.

- Дополнительные испытания к этому?

- Нет, не дополнительные испытания, а более высокую границу. Они имеют право сделать так по одному предмету, по профильному. То есть в каждой специальности русский язык обязателен, второй– профильный, и третий – по выбору вуза. Вот там, где профильный, вузы сами имеют право устанавливать границу, лишь только она была бы не ниже границы Рособрнадзора. Например, на физтех будет объявлен набор, и там, я уверена, что конечно же граница будет поднята.

- Понятно, что у нас сейчас в обществе есть, скажем так, общественный заказ на технарей. Мы строим инновационное общество, мы хотим диверсифицировать нашу экономику, высокотехнологичную экономику хотим построить. Ясно, что России нужны физики, а не лирики в большей степени сейчас. Какие выводы будем делать по итогам этого единого госэкзамена? Может нам подумать как-то над тем, чтобы физику более интересно преподавать, чтобы более были востребованы технические специальности в школах?

- Вы затронули самый главный вопрос. Что такое результаты единого государственного экзамена для нашей страны? Только ли это выставленные баллы для ребят, которые в их экзаменационном листе сегодня дойдут до вузов? Конечно, нет. Конечно это более широкий круг возможностей, чтобы определить, что у нас с точки зрения содержания преподавания. Что у нас с точки зрения кадров, которые сегодня занимаются этим преподаванием. Что у нас в принципе происходит с системой образования с точки зрения как раз с решений тех задач, которые сегодня приоритетны. Готова ли сегодняшняя система образования образовывать для новой системы, где инновационность является более востребованной, чем во вчерашнем дне. Вот все эти вопросы на сегодняшний день более важны для анализа, чем даже те оценки, которые оценивают образовательные достижения учащихся. Мы очень надеемся, что все субъекты РФ проанализируют результаты единого государственного экзамена именно с этой точки зрения. Так, давайте посмотрим по физике какие разделы у нас запали, да. То есть, ребята сдали хуже. Давайте посмотрим, почему эти разделы у нас так плохо преподают. Что они, преподаются плохо? Что у нас учебников в данном случае не хватает? Может быть нам в этом году посмотреть на переподготовку учителей повнимательней по этому вопросу?

- Лучше, конечно, не только в этом, а в последующие годы.

- Безусловно. Просто мы же первый год в общем штатном режиме, и мне кажется, что сейчас очень важно понять, как мы воспользуемся тем огромным богатством, которое называется результат ЕГЭ. И если мы правильно ими воспользуемся, то собственно ЕГЭ может стать вектором развития нашей страны. Ведь система образования, которая дает те знания, которые необходимы для следующих лет и десятилетий, как раз основополагающая для будущих времен. Поэтому я очень надеюсь и, в общем, уверена в том, что мы поймем, что результат ЕГЭ в первую очередь – во благо развития.

- Я знаю, Любовь Николаевна, что вы очень активно поработали над тем, чтобы наладить бесперебойную обратную связь с родителями, с учениками в процессе ЕГЭ. Интересно, какие поступают отклики от родителей, от учеников, вообще о том, как проходил ЕГЭ? Может быть, какие-то замечания, которые вами будут приняты к сведению? И как на ситуации в вузах отразилось проведение ЕГЭ?

- По первой части, безусловно, эти горячие линии, вот эту обратную связь во многом у нас обеспечивали Общественная палата, значит, горячие линии наших депутатов, Алины Кабаевой. У нас было достаточно много региональных горящих линий. И в этом смысле, конечно же, пользуемся таким комплексом результатов, которые получены. А приятно читать такие отклики, когда говорят, пишут родители, что, слава Богу, у нас сейчас хоть есть возможность сказать ребенку, чтобы он не по двору бы бегал, а шел бы, а то без аттестата останется и в вуз не попадет. И ничем никто помочь ему уже не может. А другой вопрос о том, что очень много у нас было замечаний, когда уже прошла процедура, уже прошел экзамен и нам начинают писать – а вот на том экзамене, а том пункте приема было то-то, то-то и то-то. Сделать с этим совершенно уже ничего невозможно, а вот воспитать в этом смысле, сказать – а что вы там-то молчали? Вот, говорит, сдавал мой ребенок, а за соседней партой сидел мальчик, у которого телефон в руках был и он списывал с телефона. Так чего ж ребенок-то молчал? Вот родителям надо, учителям надо, общественности надо на самом деле настраивать ребят, чтобы они сами за свои права уже учились бороться и не ждали бы, что есть кто-то там наверху, который придет и их права будет отстаивать. Тем более, когда экзамен уже пройден. Я думаю, что с точки зрения организации процедур это будет в следующем году – самый главный вопрос, который должны знать ребята. Ребята, видите нарушение? Фиксируйте его. Фиксируйте, прикладывайте свои усилия, чтобы потом не говорить: "Ах, как все плохо. Я видел, но я ничего не сделал. Пусть придут сверху и сделают". Так мы все вместе правила одинаковые для всех не построим. Здесь каждый должен чувствовать свою ответственность, иначе непонятно, кого обманываем.

- Как на вузах отразилось?

- В вузах новый порядок приема, который действует с начала этого года. Конечно же, вузы еще не все привыкли, порой еще рассказывают о том, какие дополнительные испытания будут проводить. А приходится давать разъяснения. Четкая и понятная история. Результаты ЕГЭ, общий конкурс, до 25 июля подаем заявления. Результаты олимпиад могут учитываться школьных, но про это должно быть прописано, что вуз дает 100 баллов за этот предмет или вне конкурса, или что-то другое из закона. Далее, право на дополнительное испытание имеют вузы творческой профессиональной направленности и дополнительные испытания в тех 24 вузах по тем специальностям, которые установлены постановлением правительства. Все вузы, а их большинство, никакие другие дополнительные испытания, собеседования, взгляд какой-то со стороны, не имеют права проводить и зачислять будут по результатам ЕГЭ. Думаю, что вузы тоже будут к этому постепенно привыкать.

- Если что-то не совпадает с тем, что вы говорите, куда звонить, обращаться? Телефон, адрес?

- Обращаться в первую очередь в субъекты РФ, в органы Управления образованием, которые обеспечивают прохождение этой государственной итоговой аттестации. В любом случае Рособрнадзор отреагирует на каждый звонок. Если он вовремя и если по нему есть возможность отреагировать. И все горячие линии, о которых я сказала, будут продолжать работать и всегда в этом смысле можно воспользоваться этими звонками.

- Всем удачи при прохождении дополнительных испытаний. Таких вузов не очень много, но они все-таки есть. Большое спасибо, Любовь Николаевна.

- Ну и вообще всем удачи при поступлении, чтобы все мечты сбылись.