Судьбу Лиссабонского договора обсуждают в Великобритании. Британские консерваторы, которые сейчас в оппозиции, выступают резко против интеграции в Евросоюз и намерены вынести этот вопрос на референдум. Конечно, если придут к власти. Накануне на съезде тори представили свою программу.

Напрасно Дэвид Кэмерон пытался убедить коллег по партии не проявлять бурно эмоции и олицетворять скромность в разгар экономического кризиса. На манчестерском съезде шампанское лилось рекой, а лица лучились улыбками. Сегодня консерваторам трудно скрывать радость. Дела у правящей партии лейбористов идут из рук вон плохо, и власть решительно движется в гавань оппозиции.

На конференции тори, по сути, представили свою предвыборную программу. Они оказались настолько убеждены в победе на предстоящих в следующем году всеобщих выборах, что фактически отказались от популистских заявлений и озвучили жесткие, если не сказать жестокие, меры по спасению Великобритании, сделав ставку на честность. Мистер 10 процентов – так уже называют Кэмерона – пообещал заморозить зарплату бюджетников, в том числе врачей, госслужащих и судей; снизить оклады министров; сократить расходы правительства и даже ввести налоги на премиальные банкиров. Все это для того, чтобы сократить невероятный по масштабам государственный долг, который Дамокловым мечом висит над страной и тормозит развитие экономики.

"Если мы сократим правительственные расходы, если мы заставим общество двигаться вперед, если мы восстановим ответственность в разных сферах жизни, Великобритания поднимется с колен. Я знаю, сейчас не так много поводов для радости. Но у нас есть стимулы. Это будет тяжелое восхождение, но оно стоит того", – уверен Дэвид Кэмерон, лидер Консервативной партии Великобритании.

Лидер консерваторов заявил о желании полностью обновить политическую систему и обвинил лейбористов в том, что они практически поставили страну на грань катастрофы.

"Кто сделал бедных еще беднее? Кто поднял уровень безработицы? Кто расколол общество? Разве тори? Нет, это сделали лейбористы! Это они ответственны за то, что сейчас происходит в стране. Их ошибки придется исправлять нам", – заявил Дэвид Кэмерон.

Реформы намечены и в области международных связей. Курс – на восстановление диалога с США и более тесное сотрудничество с Индией, Китаем и Россией. Скептицизм – в отношении ЕС. Тори намерены провести референдум по вопросу одобрения многострадального Лиссабонского договора, и выступают резко против интеграции в Евросоюз.

"Давайте работать в тех сферах, в которых ЕС реально может помочь. Например, борьба с изменением климата на планете, ликвидация бедности, свободная торговля. Давайте вернемся к демократии и ответственности в политике, которой нет у нынешнего Евросоюза", – призвал Дэвид Кэмерон.

Выбрав политику шоковой терапии вместо обычного "кнута и пряника", консерваторы сделали, возможно, самый рискованный шаг в своей истории. Сейчас все опросы общественного мнения показывают их бесспорное лидерство. И если британских избирателей не испугает предельная прямолинейность оппозиции, тори вновь воцарятся в Вестминстере. Спустя 13 лет.