История глазами Федора Бурлацкого

Читать Вести в MAX
В Москве представил цикл своих книг известный политолог Федор Бурлацкий. Человек, который не понаслышке знает изнанку политической жизни России второй половины ХХ столетия, теперь рассказал о ней в своих мемуарах.

В Москве представил цикл своих книг известный политолог Федор Бурлацкий. Человек, который не понаслышке знает изнанку политической жизни России второй половины ХХ столетия, теперь рассказал о ней в своих мемуарах. Сам автор определил основную тему книг так: реформация или потерянный век России.

Времена не выбирают – в них просто живут. В жизни политолога, журналиста и писателя Федора Бурлацкого уместились несколько эпох, ведь в России каждый новый лидер – целая эра. Он советовал трем генсекам – Хрущеву, Брежневу и Горбачеву. Цикл из семи книг "Вожди и советники" – лишь часть его воспоминаний и размышлений о встречах с сильными мира сего. Их было много, но особняком для Бурлацкого стоит фигура Андропова.

"Я думаю, у Андропова были греческие корни. Об этом говорит его фамилия. И у него произошло смешение культур. Этот человек мог стать нашим великим реформатором, но судьба не дала ему этого шанса", – сказал Бурлацкий.

В свое время молодой политолог Бурлацкий призывал Никиту Хрущева стать всенародно избранным президентом, ввести суд присяжных и реформировать систему власти. Генсек вначале разгневался, а после прислушался. Бурлацкого и несколько его коллег поселили на загородной даче и попросили набросать основные положения новой Конституции. И неизвестно, как повернулась бы история СССР, если бы в эти дни не сняли Хрущева.

"Я тогда приехал в ЦК на Старую площадь, а там никого, пусто. Только люди шушукаются. Я хожу, ничего не понимаю, пока мне какой-то чудик не сказал. "Вы там какие-то конституции пишете, а мы тут власть берем, историю делаем", – вспоминает Федор Бурлацкий.

Он придумал для Брежнева термин "развитой социализм". Во многом благодаря ему при Горбачеве был принят закон о выезде из СССР. Бурлацкий, Бовин, Арбатов – эти фамилии известны любому, кто интересуется послевоенной советской историей. Кто они? Наверное, прежде всего "диссиденты в системе", пытавшиеся гуманизировать ее изнутри, но при этом не разрушить.

"Они не собирались одним махом отказываться от руководящей роли партии. Они не хотели все разломать и не готовы были отказаться от Советского Союза. Я думаю, ни один нормальный человек не хочет отказываться от такого великого государства, которое мы потеряли", – отметил президент Торгово-промышленной палаты РФ, академик РАН Евгений Примаков.

В свои 82 Бурлацкий по-прежнему бодр и полон энергии. В будущее своей страны глядит с оптимизмом. "Я уверен, что нынешнее поколение наших лидеров, знающее языки и компьютер, ориентирующееся в культуре и Запада, и Востока, обязательно поднимет Россию на совершенно новый уровень. Но, наверное, это займет у нас весь XXI век", – подчеркнул Бурлацкий.