В музеях Московского Кремля открылась выставка реликвий Полтавского сражения, 300-летие которого отмечается в этом году. Уникальные вещи, принадлежавшие противникам в исторической Северной войне, привезены из ведущих музеев Европы. Российская империя началась благодаря победе под Полтавой.

В музеях Московского Кремля открылась удивительная выставка. Реликвии Полтавского сражения, безмолвные и в то же время говорящие свидетельства великой победы России, 300-летие которой отмечается в этом году. Уникальные вещи, принадлежавшие противникам в исторической Северной войне, привезены из ведущих музеев Европы. И что ни экспонат – то потрясение.

На красном бархате – синий сапфир, отполированный, но не шлифованный, 586 карат. На выставку в Москву приехал из Дрездена впервые в истории. Этот камень Петр Первый подарил в знак политической дружбы польскому королю Августу Сильному еще за два года до начала Северной войны.

"Петр заручался поддержкой европейских государей – прежде всего Августа Сильного, с которым у него быстро сложились дружеские отношения", – рассказывает Елена Гагарина, генеральный директор ФГУ ''Государственный историко-культурный музей-заповедник ''Московский Кремль''.

В войну, впрочем, Россия вступила уже после того, как Август Сильный и датский король Фредерик Четвертый боевые действия покинули. Петр пришел побеждать. И при Полтаве сам возглавил контратаку. Мундир и шпага – среди экспонатов. На шляпе и седле остались даже следы от пуль.

Ровно напротив военной формы Петра Первого – мундир и шпага Карла XII. И совершенно невероятный трофей Полтавы, захваченный вместе с королевским обозом и долгие годы хранившийся в доме у Бориса Петровича Шереметьва, – седло Карла.

"Во время Полтавской битвы Карл XII не был в этом седле все-таки. Дело в том, что незадолго до Полтавского сражения Карл был ранен в пятку, пятка была раздроблена, довольно серьезное было ранение. Русские, правда, не знали об этом", – поясняет Екатерина Щербина, куратор выставки, старший научный сотрудник Государственного историко-культурного музея-заповедника ''Московский Кремль''.

Незнание, впрочем, на успехе сражения не сказалось. На стороне войска российского были отвага, доблесть и еще огнестрельное оружие. Шведы тогда делали ставку на рукопашный бой – и прогадали. А у нас – мортиры, пистолеты, пушки.

"Российская империя началась благодаря Полтаве. Одни говорят – хорошо, другие – плохо, а Швеция в результате Полтавы перестала воевать", – отмечает Михаил Пиотровский, директор Государственного Эрмитажа.

Победный сценарий сочинял лично Петр Первый. Русские войска в Москву входили через семь триумфальных арок, военачальники пировали в Грановитой палате.

В память о победе России в Северной войне Петр Первый собирался установить на одной из площадей Петербурга триумфальный столп. Планам этим не суждено было осуществиться. Но сохранились восемь цилиндров-барельефов. Из них в 1938 году была изготовлена четырехметровая модель столпа.

К оформлению бронзовых пластин, кстати, руку приложил сам Петр. По замыслу, колонна должна была вознестись почти до небес, увековечить ратные подвиги русских воинов и его, Петра, личный вклад в создание российской империи.