В самарских больницах врачи безнаказанно обирают пациентов

В управление здравоохранения Самарской области десятками поступают жалобы от пациентов поликлиник и больниц. Врачи открыто торгуются с больными. До суда "дело врачей" не дошло. И вряд ли дойдет. Ведь, как сказали сами медики на заседании этической комиссии, никто ничего не докажет.

За деньги – лечим, а бесплатно – калечим. В Самарской области крупный коррупционный скандал в медицине. В местное управление здравоохранения десятками поступают жалобы от пациентов поликлиник и больниц. Врачи в открытую торгуются с больными: если операция по страховке – то через полгода, а если за деньги – то прямо сейчас. До суда "дело врачей" не дошло. И вряд ли дойдет. Ведь, как сказали сами медики на заседании этической комиссии, никто ничего не докажет.

Платные – налево, бесплатные – направо. Еще на входе пациентов делят на тех, кто рассчитывает на медпомощь по полису, и на тех, кто готов платить живые деньги в кассу поликлиники. "Как вы видите, здесь мы осуществили разделение потоков", – говорит Дмитрий Лисица, главный врач поликлиники №4 г. Самары.

Разделившиеся на первом этаже потоки встречаются на третьем. На каждом кабинете табличка: "Аппарат получен в рамках нацпроекта". На самом деле, за дверями по два аппарата: один для платных, другой – для бесплатных услуг. От такого разделения у пациентов голова идет кругом.

Руководители самарского здравоохранения утверждают: надо не платить, а внимательнее читать. "У нас на входе в любую поликлинику везде размещена информация о предоставляемых платных услугах и о бесплатных услугах в рамках ФОМС. И любой человек может информацию прочитать", – заявил Владислав Романов, начальник здравоохранения г. Самары.

Когда у посетителя на руках 15-летняя дочь, которая теряет сознание от боли, читать некогда. Тогда права пациентов разъясняет дежурный врач. "Врач сказал: "Я вам сразу скажу – у вас будут только мои руки и скальпель. Будет совершенно традиционный подход – полостная операция. Если вы не хотите своему 15-летнему ребенку доставлять такие радости, то вы можете поехать в любую из платных клиник, а мы вам за деньги сделаем УЗИ", – рассказывает Ольга Омельченко, пациентка Самарской городской больницы №1 им. Н.И. Пирогова.

Сейчас действия врачей урологического отделения Пироговки проверяет районная прокуратура. Пациенты заявляют: деньги брали со всех больных. Главврач больницы своих коллег защищать не будет. Он и сам против поборов. Но при этом замечает: коэффициенты страховых выплат страшно отстали от реальных цен. Скажем, удаление аппендицита страховка оценивает в 3 тысячи рублей – это и зарплата персонала, и медикаменты, и коммунальные платежи больницы. Разницу закрывают наличными от пациентов.

"Те суммы, которые оплачиваются страховыми компаниями за лечение того или иного пациента, покрывают всего 25-30 процентов от реальных затрат на это лечение", – пояснил Александр Вавилов, главный врач самарской больницы им. Пирогова.

Каждому самарцу знакома схема: диагностика по страховке – через 5 месяцев, за наличные деньги – сегодня. Общий анализ крови: по страховке – через 3 недели, за деньги – немедленно. Ожидание во многих ситуациях стоит жизни.

Григорий Темин – профессор медицины. Он сам себе поставил диагноз: рак печени. Все решали не месяцы – дни. "УЗИ мы прошли за деньги, томограмму прошли за деньги, витамины за деньги, уколы за деньги, даже шприцы- за деньги", – говорит вдова Ирина Темина.

Заведующий кафедрой физиологии сам себя спасти не смог – не успел. Когда он понял, что обречен, один из его коллег предложил ему купить уже бесполезный препарат. Онкологическому больному он был положен бесплатно. Врач запросил 38 тысяч рублей. "Он лежал и плакал, когда ему про 38 тысяч сказали. Он лежал и плакал", – вспоминает Ирина Темина.

Поборы в самарских клиниках достигли таких масштабов, что в прошлом месяце при областном Минздраве была создана этическая комиссия. Инициатором ее создания стал врач Владимир Карнаух. Он убежден: моральная деградация многих его коллег угрожает распадом системы здравоохранения. "Объем денег, который крутится в теневой медицине, примерно в два раза превышает официальный бюджет областного здравоохранения из всех источников финансирования", – пояснил Владимир Карнаух, главный врач частной клиники.

Одно из первых заседаний комиссии прошло в больнице имени Семашко. Жена пациента этой клиники пришла на прием к министру с рассказом, как госпитализировали мужа с почечной коликой. "Врач говорит: "Я могу провести операцию. Но она у нас хозрасчетная. Стоит 14150 рублей. Вам чек нужен? Если нет – скидка14 тысяч рублей", – рассказал министр здравоохранения Самарской области Вадим Куличенко.

Главврач отделения сразу же заявил: с пациента никто ничего не требовал. Деньги им прямо-таки навязала жена больного. Доклад об этике в медицине врачи слушали молча. Фраза главврача о недоказуемости взятки утонула в громе аплодисментов.

Эти аплодисменты – лучшее доказательство того, какие деньги крутятся в теневой медицине. И сражаться за них нечистоплотные врачи и медсестры будут до конца. Так что самарцам сейчас лучше отправляться в больницы либо с толстым кошельком, либо с диктофоном, чтобы фиксировать все случаи вымогательств.