Экипажи двух российских теплоходов "Василий Ян" и "Профессор Воскресенский" не могут покинуть Шанхай и вернуться на родину. Моряки направили послание в Москву с просьбой о помощи. Корабли были арестованы китайскими властями из-за долгов компании-владельца почти год назад. Российские моряки не получают зарплату уже пять месяцев и не могут купить билеты домой. Сейчас на судах нет топлива и электричества, заканчиваются продукты и вода.
Эта история длится почти год. Более двадцати российских моряков – экипажи судов "Профессор Воскресенский" и "Василий Ян" – не собирались оставаться в Шанхае до августа. Но судьба распорядилась иначе: собственник судов, компания "Арктическое морское пароходство", не смог расплатиться с китайскими партнёрами, и уже начавшийся плановый ремонт свернули. Оба судна оказались под арестом, а команда – в бессрочном неоплачиваемом отпуске.
"К нам обратились капитаны с просьбой о помощи. Они сказали, что не хватает воды, еды, не хватает денег, некоторые моряки нуждаются в медицинской помощи. Мы связались с китайскими агентами этих двух судов, постоянно находимся с ними на связи", – сообщил Антон Горелов, вице-консул РФ в Шанхае.
По словам моряков, вот уже пятый месяц они живут без зарплаты и суточных. На борту кончается топливо, а, значит, уже несколько недель не работают генераторы. И без того скудные запасы пищи портятся на августовской жаре.
На все просьбы обеспечить возвращение судов и экипажа в Россию компания отвечает молчанием. Как говорят знающие люди, такое с российскими судами случается в Китае сплошь и рядом.
"Многие наши судоходные компании делают ремонт там, потому что это дешевле. Китайцы – номальные партнеры, только с ними надо вовремя рассчитываться, они даже делают ремонт в кредит. Но если вы их обманываете, начинается судебный процесс, и выиграть его почти невозможно", – объясняет Петр Осичанский, президент Дальневосточной ассоциации морских капитанов.
Что можно сделать, чтобы вернуть моряков на родину, пока вопрос. Не исключено, что погасить долги перед китайскими партнёрами можно, лишь продав оба судна. Однако сделка эта тоже потребует времени.
Как стало известно в среду, экипажи обоих судов – а это более двадцати человек – решили написать коллективное обращение к российским властям. В письме они просят об одном – скорее вернуть их домой. Ведь временная стоянка в Шанхае сильно затянулась.