Премьер-министр РФ Виктор Зубков предлагает значительно увеличить сроки аренды инфраструктуры морских портов. Кроме того, он выступает за предоставление льготных условий функционирования только для вновь строящихся портов.
"В порту нужен хозяин", - заявил в четверг Зубков на заседании правительства. По его словам, российские морские порты не выдерживают конкуренции с портами других стран из-за того, что договоры на их аренду зачастую заключаются на срок от одного года и меньше, передает РИА Новости.
"Почему договоры заключаются на срок менее года? Коррупционные дела решаются", - заявил он. По словам премьер-министра, необходимо бороться с проявлениями коррупции и переходить на аренду портовой инфраструктуры на долгосрочный период.
"Нужно сделать долгосрочную аренду на 15, 20, 25 лет, тогда хозяин появится, и "мутные" компании будут выдавливаться", - сказал Зубков.
Касаясь законопроекта о создании особых портовых экономических зон, который в настоящий момент находится в Госдуме, Зубков обратил внимание на то, что непродуманное предоставление преференций для функционирования портов может повлечь определенные риски. Он предложил проанализировать "эту составляющую с точки зрения льгот".
"У нас есть существующие порты и будут строиться новые. Это (льготные условия функционирования), видимо, должно касаться только новых портов, сроки и суммы, а по существующим (портам) надо выработать свою политику, более понятную и более удобную для работы портов и государства", - заявил Зубков.
Он также призвал правительство выработать конкретные меры по развитию морских портов и их инфраструктуры для увеличения их конкурентоспособности.
"Нужно обеспечить повышение конкурентоспособности наших морских портов, создание соответствующей инфраструктуры и логистики, в том числе там, где это оправдано на основе особых портовых экономических зон", - заявил Зубков в четверг на своем первом заседании кабинета министров.
По его словам, этот вопрос целесообразно увязывать в целом с развитием других видов транспорта. "Считаю, что здесь необходимо определить четкие шаги и выработать конкретные меры, которые позволят нам решить поставленные задачи", - сказал премьер-министр.
Он напомнил, что президент РФ особо подчеркивает необходимость устранения инфраструктурных ограничений экономического роста в России.
По словам Зубкова, основная портовая инфраструктура страны сейчас не отвечает современным требованиям. "Значительная часть нашего грузопотока обрабатывается в портах сопредельных стран, и не мы, а те получают эффект от роста нашего товарооборота", - заявил премьер.
Виктор Зубков также указал на необходимость навести порядок в работе стивидорных компаний в портах. "В Санкт-Петербурге 300 стивидоров с копеечным капиталом. Почему они там болтаются?", - спросил Зубков. Он также отметил, что в российских портах договора аренды причалов заключаются на 11 месяцев, тогда как на Западе - на 20-25 лет.
С мнением премьера согласился и.о. первого вице-премьера Сергей Иванов. "Что касается стивидорских компаний, то я согласен, там надо наводить порядок. Тут - рыбу чистят, тут же - металлолом, в десяти метрах - лес грузят, и хозяина в порту нет вообще", - сказал он.
По словам Иванова, для эффективного развития морских портов необходимо решить три блока проблем. Первым из них является совершенствование нормативно-правовой базы. "Я поддерживаю вывод министра транспорта, что не решив этот вопрос, мы не сможем двигаться дальше. На сегодняшний день в России только один легальный порт - это Высоцк, все остальные действуют на основании временных положений", - отметил Иванов.
Второй блок проблем, продолжил он, это строительство новых портов и развитие существующих. Сергей Иванов напомнил, что в России на сегодняшний день только два незамерзающих порта, имеющих выход в мировой океан - Мурманск и Владивосток-Находка. "Поэтому максимум сил нужно бросить на развитие Мурманского порта, в нынешнем виде он нас не устраивает. Там надо строить современный океанский порт, который даст нам выход в любую точку мирового океана", - сказал он.
Третий блок проблем, по его словам, это совершенствование управления портами. По мнению и.о. первого вице-премьера, пока не решится эта проблема, российские порты не смогут конкурировать с портами соседних государств. "У нас неделями обрабатываются грузы, куча ведомств сидит и участвует в процессе, и тарифы на обработку выше, чем у соседних стран. И президент об этом говорил", - отметил Иванов. "Наша тарифная политика должна быть не хуже, чем у соседей", - добавил он.
Правительство России в целом одобрило комплекс мер, направленных на развитие отечественных морских портов и предусматривающих создание портовых особых экономических зон (ОЭЗ).
"В целом комплекс мер, разработанный Минтрансом, вполне можно принять и продолжать работать", - заявил в четверг на заседании кабинета министров премьер РФ Виктор Зубков. Он напомнил, что в Госдуме уже находится два соответствующих законопроекта по развитию морских портов и созданию портовых ОЭЗ. "Законы важные", - подчеркнул он.
Ранее Виктор Зубков раскритиковал работу Министерства транспорта за неисполнение поручений президента по развитию морских портов в России. Он процитировал ряд поручений президента, касающихся развития морских портов, и указал, что срок их исполнения истек в 2006 году. Между тем, Минтранс установил срок исполнения этих поручений частично в феврале, а частично - в июне 2008 года.