Президент России Владимир Путин встретился во вторник с делегатами конференции "Индустрия СМИ: направление реформ", которая открывается в среду. Стороны обсудили вопросы законодательства в области СМИ, а также создание равных условий для всех средств информации независимо от их форм собственности.
Президент подчеркнул, что право граждан на получение достоверной информации могут обеспечить только экономически самостоятельные телекомпании, газеты, радиостанции. По словам президента, еще недавно в России пресса была инструментом в политической и конкурентной борьбе: «Многие годы СМИ, индустрия СМИ была связана главным образом с политикой и борьбой интересов. Но, собственно говоря, в этом-то ничего удивительного нет. Я бы сказал, что это общее место во всех странах. У нас, к сожалению, была определенная особенность, которая, на мой взгляд, заключалась в том, что СМИ не были самостоятельным бизнесом, не были доходным бизнесом в полном смысле этого слова, а использовались главным образом как инструмент борьбы для обеспечения политических преимуществ в конкурентной борьбе. В конкурентной борьбе совсем других, гораздо более доходных секторах экономики. И я абсолютно убежден, что вы со мной согласны. Не знаю, что вы будете говорить вслух, но на самом деле это правда. Так оно и было».
Далее Путин подверг критике практику предоставления льгот отдельным СМИ и высказался за прозрачность рекламного рынка. "Практика выборочного предоставления льгот уже привела к деградации целых сегментов индустрии СМИ, – заявил президент на встрече с руководителями ряда центральных и региональных средств массовой информации. – Сегодня наши издатели размещают заказы за рубежом на сотни миллионов долларов в год, а отечественная полиграфическая база лишь лишается рыночных источников для развития и технического перевооружения".
Что касается положения на рекламном рынке, то, по словам Путина, многие годы он по-прежнему остается монополизированным и мало диверсифицированным. Как считает глава государства, участие региональных СМИ в рекламном рынке не пропорционально их месту и охвату аудитории. Подобное положение делает местные СМИ крайне зависимыми от местных и федеральных дотаций, сказал президент. "Доходы от рекламы – важнейший источник экономического благополучия СМИ, и доступ на этот рынок должен быть максимально прозрачным и избавленным от административных барьеров", – заявил Путин.
Одной из задач становления и развития медийного бизнеса в России президент назвал развитие технологической инфраструктуры, создание условий для свободного использования участниками рынка средств передачи, тиражирования и распространения информации. Многие вопросы в этой сфере, полагает Путин, связаны с общей неразвитостью средств связи и почтовых служб, систем теле- и радиокоммуникаций. "Эти проблемы приводят к монополизму, диспропорции цен и, в целом, снижают качество и разнообразие информационных услуг", – сказал президент.
Касаясь интересов отечественного медиа-бизнеса на международных рынках, Владимир Путин заявил, что России интересны, прежде всего, информационные рынки стран бывшего СССР. "Полагаю, что в этом вопросе нужна тесная совместная работа государства и бизнеса", – отметил Путин.
Глава государства заявил также о необходимости выработки принципов профессиональной этики в сфере СМИ. Путин полагает, что эти принципы должны быть выработаны на уровне отраслевых ассоциаций. "Корпоративные объединения сами вырабатывают кодексы чести и поведения", – заявил президент.
В этом вопросе президента всецело поддержал глава Минпечати Михаил Лесин, который заявил, что все основные направления развития СМИ должны решаться путем саморегулирования отрасли, и это касается не только технологических проблем, но и вопросов профессиональной этики. Кроме того, как передает РИА "Новости", Лесин заявил, что встреча с президентом была "очень содержательной". По его словам, это был "глубокий разговор" накануне открытия конференции.
Сейчас, по мнению президента, начинается качественно новый этап развития информационного бизнеса. И, как любая рыночная отрасль, она сталкивается с неизбежными проблемами. Решить их можно с помощью четких законов и единой системы подходов ко всей медиа-индустрии. Лесин также полагает, что отрасль вступает в период саморегулирования. "Все основные направления развития – они именно будут лежать в вопросах саморегулирования, в вопросах формирования медиа-индустрии как саморегулирующейся области не только в вопросах технологических, но и вопросах этики, в вопросах культуры, в вопросах социальной ответственности», – полагает министр.
В свою очередь председатель "Медиа-союза" Александр Любимов сообщил, что речь на встрече с президентом велась о том, как помочь медийному рынку совершенствоваться, "быть более честным и открытым". По словам председателя "Медиа-союза", "государство готово выходить из прямого участия в СМИ", если будет уверено, что СМИ сами готовы "ответственно выходить на рынок".
Любимов считает также, что между политикой в СМИ и между бизнесом должна быть создана "общественная прослойка". В этом плане, по его словам, "ресурс общественных организаций позволяет правильно двигаться".