Астрономы нашли суперземлю, потенциально пригодную для жизни

Планета HD 40307g в представлении художника

(иллюстрация J.Pinfield, RoPACS network, University of Hertfordshire).

(иллюстрация Karl Tate/Space.com).

Планета HD 40307g в представлении другого художника

(иллюстрация PHL/UPR Arecibo).

Планетная система звезды HD 40307

(иллюстрация PHL).

Планета HD 40307g в представлении художника
Планета HD 40307g в представлении другого художника
Планетная система звезды HD 40307
Новый метод поиска позволил астрономам открыть сразу три новые экзопланеты, относящиеся к классу суперземель, в системе звезды HD 40307, расположенной в 42 световых годах от Земли. Одна из них находится в обитаемой зоне светила, а значит, может содержать на поверхности жидкую форму воды и жизнь.

Совсем недавно мы писали о том, что астрономам удалось обнаружить экзопланету, находящуюся практически по соседству с Землёй в звёздной системе альфа Центавра на расстоянии 4,4 световых года от нашей планеты.

Новая находка международной команды исследователей хоть и расположена несколько дальше, на расстоянии в 42 световых лет, представляет гораздо больший интерес для науки. Планета HD 40307g относится к классу суперземель и находится в так называемой обитаемой зоне карликовой звезды класса К в созвездии Живописца. Это означает, что на ней может существовать жидкая форма воды, а значит, и жизнь.

Планетная система звезды HD 40307 (иллюстрация PHL).

Первые три планеты в системе звезды HD 40307 были обнаружены специалистами Европейской южной обсерватории (ESO) ещё в 2008 году. Все они находятся так близко к светилу, что температура и уровень радиации на них выше, чем на Меркурии. На тот момент исследователи нашли сотни подобных систем и очередное открытие не вызвало особого интереса. Но теперь всё изменилось.

"Мы разработали абсолютно новый метод анализа данных с использованием длины волны в качестве фильтра для уменьшения влияния активности звезды на её сигнал, — говорит руководитель исследований Микко Туоми (Mikko Tuomi) из университета Турку. — Это значительно повысило точность наших измерений и позволило выявить три новых суперземли вокруг звезды HD 40307".

Планета HD 40307g в представлении художника (иллюстрация PHL/UPR Arecibo).

Наиболее интересным объектом оказалась самая удалённая от светила планета, получившая индекс g. Её масса в семь раз больше, чем у Земли, а орбита проходит на расстоянии 0,6 астрономических единиц (90 миллионов километров) от родительской звезды.

При этом вращение планеты вокруг своей оси не привязано к вращению вокруг HD 40307, поэтому там происходит смена дня и ночи, а значит, и равномерный нагрев поверхности. Учёные предполагают, что на HD 40307g может быть умеренный климат и, главное, присутствует жидкая вода.

Гравитация планеты превосходит земную в 1,9 раз, но такая сила тяжести не является непреодолимым препятствием для существования жизни.

Для сравнения: обитаемая зона, а также планетные системы звезды HD 40307 и Солнца (иллюстрация Karl Tate/Space.com).

Максимальное расстояние между HD 40307g и родительской звездой при наблюдении с Земли составляет около 50 угловых миллисекунд. Это очень маленький угол для существующих оптических систем. Но космический телескоп Джеймса Вебба (James Webb Space Telescope), запуск которого ожидается в 2018 году, должен будет легко "разглядеть" планету. Когда это произойдёт, исследователи смогут точнее рассчитать температуру поверхности и понять, является ли HD 40307g первым серьёзным кандидатом для поиска внеземной жизни.

Ранее астрономам уже удалось обнаружить планету Кеплер-22b, которая также расположена в обитаемой зоне своей звезды. Но расстояние до неё составляет около 600 световых лет, и получить о ней более точную информацию в обозримом будущем, скорее всего, не удастся.

Отметим также, что команда Туоми ранее обнаружила систему с рекордным количеством планет.

Подробно о нынешнем исследовании рассказывает статья в журнале Astronomy and Astrophysics, препринт статьи можно посмотреть на сайте arXiv.org.