Американцы открыли уникальный механизм восстановления кожи человека

Потовые железы вскоре помогут этим ссадинам затянуться

(фото Erik Johan Worsoe Eriksen/Flickr).

Исследователи из университета Мичигана обнаружили, что потовые железы кроме выполнения функции охлаждения тела являются хранилищем материала для восстановления повреждённых участков кожи. Более того, оказалось, что человеческая кожа обладает уникальным для млекопитающих механизмом регенерации.

Одним из тяжёлых последствий таких заболеваний, как сахарный диабет, является крайне медленное заживление даже самых мелких и незначительных царапин и ожогов, которое часто осложняется нагноениями и возникновением язв.

Ранее медики предполагали, что при заживлении кожных ран новые клетки появляются при делении клеток волосяных луковиц (фолликулов) и нетронутых клеток, расположенных на краю повреждённого участка.

Но новое исследование Мичиганского университета (University of Michigan Health System) показало, что ключевую роль в процессе заживления ран играют потовые железы, те самые, которые помогают телу охлаждаться после физической нагрузки или в жаркий день. Кожа человека буквально напичкана миллионами этих миниатюрных экзокринных органов.

"Язвы на коже, в том числе вызванные диабетом или пролежнями, а также другие незаживающие раны являются огромным бременем для всей системы здравоохранения, — рассказывает ведущий автор исследования Лора Ритти (Laure Rittié). – На борьбу с ними только в США ежегодно затрачиваются миллиарды долларов. И цена эта только возрастает, а эффективность стоит на месте. Было очевидно, что что-то не работает и пора искать новые решения".

Для изучения процессов регенерации тканей у человека, медики слегка обжигали участок кожи на предплечье 31 здорового пациента. После этого на протяжении недели исследователи брали частички повреждённой ткани (то есть делали биопсию) для отслеживания физиологических процессов в наружном слое кожи (эпидермисе).

Процесс ранозаживления оценивали при помощи иммуногистохимии и трёхмерного компьютерного моделирования повреждённых участков.

В ходе экспериментов выяснилось, что экзокринные потовые железы являются хранилищем региональных стволовых клеток, которые способны быстро восстановить повреждённые ткани. То есть новые клетки буквально "всходят" из-под раны.

Исследователи уверены в своих выводах, так как обнаружили, что процессы выхода клеток-предшественников из железы и образования нового слоя эпидермиса идут параллельно с почти одинаковыми скоростями.

"Может показаться удивительным, что столь важная функция потовых желёз открыта только сейчас, — говорит доктор Ритти. – Но это вполне объяснимо: эти экзокринные органы уникальны для приматов, в том числе и человека, и отсутствуют у большинства других млекопитающих, включая лабораторных животных. А именно последних чаще всего и используют для изучения процессов заживления ран".

Открытие американских учёных показало, что человеческая кожа обладает уникальным механизмом регенерации (самоисцеления), который отличается от всех аналогичных процессов, известных для млекопитающих. Но, к сожалению, на данный момент глубокие молекулярные механизмы работы потовых желёз недостаточно изучены, поэтому продвинуться далее пока сложно.

Учёные надеются, что их уникальное исследование привлечёт к этим экзокринным органам большее внимание специалистов и инвесторов, что чрезвычайно важно для интенсивного развития столь перспективного направления медицины.

Ведь теперь необходимо разобраться, почему естественные процессы регенерации кожи нарушаются при определённых заболеваниях и каким образом можно повлиять на замедление или полную остановку этих процессов. Только после этого можно будет говорить о создании высокоэффективной узконаправленной терапии для каждого конкретного пациента.

Результаты исследования американцев опубликованы в издании American Journal of Pathology.