В ледяных водах Антарктики найдены черви, поедающие кости

(фото Adrian Glover).

Обнаруженные в Антарктике черви поедают кости, а не древесину

(фото Thomas Dahlgren, врезка William Jorgensen/Visuals Unlimited).

Обнаруженные в Антарктике черви поедают кости, а не древесину
В ледяных водах Южного океана исследователи обнаружили новый вид микроорганизмов, питающихся костями погибших животных. Учёные были очень удивлены, ведь их собратья предпочитают древесину.

Исследователи обнаружили два вида червей, которые не прочь отобедать скелетами разлагающихся на дне китов. Микроорганизмы обитают в ледяных водах Южного океана. До сих пор подобные им морские беспозвоночные были обнаружены только в тёплых широтах, причём питаются они древесиной. Видимо, этим объясняется то, что затонувшие близ Антарктики корабли очень хорошо сохраняются в веках и остаются практически нетронутыми.

"Питающиеся костями черви рода Osedax относятся к числу странных животных морских глубин", – говорит Эдриан Гловер (Adrian Glover), морской биолог из Музея естествознания в Лондоне и ведущий автор нового исследования.

Нитевидные существа размером от 0,6 до 15 миллиметров в длину впервые были обнаружены в 2004 году. У них нет ни рта, ни пищеварительного канала, но они в состоянии питаться скелетами мёртвых животных, включая птиц, рыб, рептилий, китов и даже коров.

Предыдущие исследования показали, что черви передвигаются большими колониями женских особей, чьи тела оканчиваются большими волнистыми перьявидными структурами красноватого цвета, действующими как жабры. Их другие зеленоватые похожие на корень структуры выпускают кислоту, позволяющую пробурить в кости туннель. Самцов же почти не видно: они очень маленького размера, не участвуют в питании и существуют в желатиновых трубках, окружающих самок, используются самками исключительно в качестве доноров спермы.

Червь вида Osedax antarcticus были обнаружены на глубине более полукилометра в холодных водах Антарктики (фото Adrian Glover).

Чтобы проверить, что станет с костями на дне антарктических морей, исследователи опустили две площадки с останками малого полосатика на континентальном шельфе Западно-Атлантического полуострова. Первую часть оставили на глубине в 568, а вторую — в 650 метров. Останки доставлялись на механических спускаемых аппаратах, которые также опустили на морское дно несколько деревянных досок. На третье место (на глубину 20 метров) команда отправила только кости.

Когда соавтор исследования Томас Дальгрен (Thomas Dahlgren), морской биолог из института Uni Research в Бергене, Норвегия, поднял аппараты на поверхность примерно через год, он пришёл в восторг. Кости были покрыты розоватым ковром из неизвестных науке микроорганизмов.

Команда назвала этот вид Osedax antarcticus. На мелководных образцах были найдены черви другого вида, получившем название Osedax deceptionensis.

Деревянные доски из сосны и дуба, также погруженные под воду в ходе эксперимента, оказались почти не тронутыми.

Это позволяет предположить, что затонувшие в водах Антарктики корабли могут находиться в идеальном состоянии, так как в холодных водах нет разъедающих древесину микроорганизмов.

"Это радостная новость для морских археологов, – считает Гловер. – Просто представьте себе: знаменитый корабль исследователя Антарктики Эрнеста Шеклтона, затонувший в 1915 году в западных антарктических водах, всё ещё лежит нетронутый и ожидающий открытия".

Обнаруженные в Антарктике черви поедают кости, а не древесину  (фото Thomas Dahlgren, врезка William Jorgensen/Visuals Unlimited).

Эндрю Тёрбер (Andrew Thurber), океанограф из университета Орегона, считает, что исследование поднимает интригующие эволюционные вопросы. Антарктическое циркумполярное течение, которое протекает вокруг континента, предположительно, действует как барьер, не позволяющий личинкам многих видов достичь антарктических вод.

"Вполне возможно, что костеядные черви пересекали барьер множество раз во время эволюционной истории, быть может, следуя за мигрирующими китами", – считает Тёрбер.

Деревья не произрастают на территории Антарктиды, по крайней мере, последние 30 миллионов лет. Так что древесина в морской экосистеме может появиться только благодаря деятельности человека: это затонувшие корабли или какие-либо отходы. Обнаружение костеядных червей, по словам Тёрбера, может стать "окном в историю прошлого".

Статья авторов удивительной находки была опубликована в журнале Proceedings of Royal Society B.