Они сделали это: Китай успешно запустил крупнейшую в истории страны ракету-носитель

Запустив "Чанчжэн-5", работающую на жидком кислороде и водороде, Китай вошёл в эру экологически чистых ракет.

Фото Chinatopix Via AP.

"Чанчжэн-5" на пусковой платформе за несколько дней до старта.

Фото China Aerospace Science and Technology Corporation.

"Чанчжэн-5" на пусковой платформе за несколько дней до старта.
Поднебесная продолжает осваивать космос и новейшие технологии. На днях состоялся успешный запуск самой большой и мощной в истории страны ракеты. Доля инноваций при разработке составила более 90%: ракета-носитель работает на экологически чистом топливе и обладает высокостабильной системой управления.

Они сделали это: 3 ноября с космодрома Вэньчан в китайской провинции Хайнань был осуществлён пуск крупнейшей ракеты-носителя китайской разработки "Чанчжэн-5" (или Long March-5, дословно "Великий поход-5").

Запуск "самой большой и мощной ракеты в истории страны", как её охарактеризовали эксперты, состоялся в 8:43 вечера по местному времени и транслировался в прямом эфире на Центральном телевидении Китая (CCTV).

Ракету доставили на космодром в разобранном виде ещё в сентябре. 28 октября завершилась её сборка и "Чанчжэн-5" была установлена на стартовой платформе.

"Чанчжэн-5" на пусковой платформе за несколько дней до старта.
Фото China Aerospace Science and Technology Corporation.

При создании ракеты использовались более 200 инновационных технологий, их общая доля в производстве составила 92,5%. В том числе на борту ракеты установлена новейшая высокостабильная система управления.

Высота 640-тонной "Чанчжэн-5" составляет почти 57 метров, диаметр основной ступени – 5 метров, уточняется в сообщении Государственной администрации КНР по науке, технологиям и промышленности для национальной обороны (SASTIND). Ракета способна вывести на низкую околоземную орбиту 25 тонн груза (вдвое больше, чем все её предшественники) и 14 тонн – на геосинхронную. И это не предел: в ближайшем будущем КНР планирует создать ракеты-носители, способные вывести на орбиту до 50 тонн полезной нагрузки.

Ещё одна инновация для Поднебесной: в качестве топлива для "Великого похода-5" используется жидкий кислород и жидкий водород, то есть ракета работает на нетоксичном экологически чистом топливе.

"Использование жидкого водорода и кислорода в качестве ракетного топлива является огромным прорывом для китайской космической промышленности. Если запуск пройдёт успешно, Китай вступит в эру экологически чистых ракет", — заявлял научный сотрудник исследовательского центра при корпорации China Aerospace Science and Technology Corporation, занимающейся разработкой и созданием ракет проекта Long March.

Ранее руководитель программы "Чанчжэн-7" Ван Сяоцзюнь (Wang Xiaojun) заявил, что после запуска "Чанчжэн-5" Китай проведёт пуск серии 20-тонных ракет, включая "Чанчжэн-6" и "Чанчжэн-7".

Сам же "Великий поход-5" в будущем поможет вести разведку лунной и марсианской поверхности. Так, в 2020 году китайские учёные планируют в рамках программы по исследованию Марса вывести с помощью ракеты-носителя "Чанчжэн-5" на переходную орбиту Земли и Марса зонд для исследования Красной планеты.

Кроме того, успешный пуск "Чанчжэн-5", наряду с сентябрьским запуском научной лаборатории "Тянгун-2", можно считать первым серьёзным шагом Поднебесной на пути к созданию полноценной орбитальной станции. Напомним, что китайскую орбитальную станцию предполагается начать эксплуатировать на регулярной основе в 2018 году, а полностью завершить её создание – в 2022-м.

Поясним также, что тяжёлыми считаются ракеты-носители, которые могут поднять на низкую околоземную орбиту более 20 тонн полезной нагрузки. Сегодня в мире эксплуатируется всего пять тяжёлых ракет-носителей: российские "Протон-М" и "Ангара-А5", европейская Ariane 5 и американские Delta 4 Heavy и Falcon 9 FT.