Вашингтон приветствует арест в Сербии последнего из скрывавшихся подозреваемых в военных преступлениях на Балканах – Горана Хаджича. Представитель Белого дома заявил, что его задержание стало "долгожданным событием".
Представители Евросоюза, в свою очередь, говорят, что выдача Хаджича Гаагскому трибуналу завершает важную главу современной европейской истории.
Бывший президент самопровозглашенной республики Сербская Краина был задержан накануне к северу от Белграда. Его доставили в здание специального суда, установили его личность и предъявили обвинительное заключение.
"Я приветствую арест Горана Хаджича. Это очень важное событие для всей Сербии. Страна смогла справиться с проблемами прошлого и открывает для себя новое европейское будущее. Я разделяю чувства всех тех, кто потерял своих друзей и родственников в результате военных преступлений, и надеюсь, что все виновные будут наказаны по всей строгости закона", – заявила верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон.
В 90-е годы Хаджич был президентом Сербской Краины – самопровозглашенной республики на территории Хорватии. Сторонники называют его защитником прав сербского меньшинства, противники – обвиняют в организации убийств, пыток, депортаций и этнических чисток.
Всего после провозглашения Загребом независимости от Югославии – в конфликте между сербами и хорватами погибли 10 тысяч человек с обеих сторон.
Задержание Хаджича должно окончательно снять с Сербии обвинения в нежелании сотрудничать с трибуналом по бывшей Югославии. Два месяца назад Белград передал Гааге Ратко Младича – самого разыскиваемого из всех участников балканских войн. Младича обвиняют в преступлениях, совершенных в 1992-1995 годах в Боснии и Герцеговине. Главным пунктом обвинения являются события в Сребренице в июле 1995 года.
Тогда в этом мусульманском анклаве силами боснийских сербов были убиты около 8 тысяч человек. Оппоненты возражают: обнаружено две тысячи тел. Сам же генерал утверждает, что тогда он отдал приказ об эвакуации и гарантировал безопасность мирного населения, а кровь пролилась уже за его спиной. Сербы напоминают, что перед этим боснийцы вырезали почти две тысячи сербов в селах вокруг Сребреницы. Убивали их большими ножами – "серборезами", как прозвали их боснийские боевики.
Бывший боснийский командир Насер Орич орудовал в той же Сребренице и окрестностях до прихода туда Младича: сербские сёла выжигали дотла, убивали всех, вплоть до домашнего скота. Орича тоже судили в Гааге, но полностью оправдали.
За все годы в Гаагском трибунале прошли процессы против восьми косовских албанцев, семи боснийских мусульман, 33 хорватов и против 92 сербов. Сербам всегда давали максимальные сроки, а, например, командующий армией боснийских мусульман Расим Делич был осужден всего на три года, при том, что у сербов и хорватов он получил прозвище Боснийский мясник. Созданный им карательный отряд с чудовищной жесткостью вырезал мирное население.




















































































