Тема:

Мигранты в Европе 1 неделя назад

Переговоры Меркель и Туска в Анкаре прошли непросто

Отмена визового режима между Турцией и ЕС уже летом и дополнительный миллиард евро на решение миграционного кризиса – об этом во время визита в Турцию канцлер Германии Ангела Меркель и президент Совета Европы Дональд Туск договорились с турецким премьер-министром Ахметом Давутоглу.

Отмена визового режима между Турцией и ЕС уже этим летом и дополнительный миллиард евро на решение миграционного кризиса — об этом во время визита в Турцию канцлер Германии Ангела Меркель и президент Совета Европы Дональд Туск договорились с турецким премьер-министром Ахметом Давутоглу. Дискуссии проходили непросто — Анкара, по сути, выдвинула Брюсселю ультиматум. Старому Свету пришлось идти навстречу и закрыть глаза на вопросы, которые в последнее время накопились в адрес турецких властей.

Ее встречали цветами и объятиями, рассчитывая кое-что получить взамен — как минимум гарантии. Уже по итогам визита Ангелы Меркель и Дональда Туска в Турцию становится понятно: конкретных документов подписано не было. Но слова о том, что Европа выполнит требования и отменит уже летом визовый режим, Анкара все же услышала.

"Я вижу, что Турция достигла заметного прогресса перед соглашениями, которые мы собираемся подписать летом. Лично я считаю, что сегодня Анакара — это идеальный пример для остального мира, как нужно обращаться с беженцами. Никто не должен учить Турцию, что ей делать. Я горжусь тем, что вы — мои партнеры", — сказал Туск.

Восторг Дональда Туска число разногласий между Турцией и ЕС нисколько не снижает. Вопросов к Анкаре накопилось прилично — например, о ситуации на границе с Сирией. Британская The Times на днях сообщила: турецкие пограничники обстреляли группу беженцев. Погибли восемь человек, в том числе женщины и дети.

Правозащитники, в свою очередь, опубликовали доклад, в котором говорится, что Турция высылает сирийских беженцев на родину и не является безопасной для мигрантов страной. Турецкому премьеру пришлось держать ответ.

"Одним из наших предложений было создание буферной зоны на границе с Сирией. Однако Совбез ООН и международное сообщество не предприняли должных мер. В результате страдают как жители Турции, так и жители Сирии. С нашей стороны мы будем и впредь принимать все необходимые меры для обеспечения национальной безопасности", — сказал Ахмет Давутоглу.

Была и еще одна острая тема о нарушениях свободы слова и прессы в Турции. Тем более, что тут Ангеле Меркель нужно было не только высказать позицию от лица Евросоюза, но и озвучить свою, немецкую. Ведь речь идет в том числе о журналистах из Германии, и на ее родине уже вовсю идут демонстрации против действий Анкары — и, напротив, бездействия Берлина.

"Что касается свободы прессы, мы обсудили эту тему, в качестве примера взяли случай с журналистом ARD — телеканала, который в последнее время подкинул нам работы. Дискуссия с нашими коллегами шла в позитивном ключе. Конечно, наши мнения на 100 процентов не совпали, но так ведь бывает и в ЕС — позиции стран Евросоюза тоже не всегда совпадают", — оптимистично заявила бундесканцлер.

Соглашение по мигрантам между ЕС и Турцией вступило в силу 20 марта. С этого дня всех мигрантов, попавших в Грецию через Турцию, должны были возвращать обратно. Европа, в свою очередь, обязалась принимать беженцев из Турции, но уже легальных — по принципу "один на одного".

Анкара в обмен получила несколько миллиардов евро, отмену к лету визового режима с Евросоюзом, а также обещания об ускорении процесса вступления Турции в ЕС. Как все это работает на деле — у многих экспертов, политиков и простых жителей есть большие сомнения.

Западная пресса отмечает: лидеры ЕС фактически оказались в заложниках этой сделки. Выход из нее будет означать политическое самоубийство: ведь самостоятельно Старый Свет оказался неспособен решить миграционный кризис.

И в Анкаре это прекрасно понимают. Нарушение прав человека, аресты и высылка журналистов, обстрелы на границе… Максимум, что может сделать в ответ ЕС — немного пожурить. Да и то, используя исключительно обтекаемые формулировки.