Погибли при исполнении: летчики под Иркутском до последней секунды боролись за "Илюшу"


Максим Григорьев/ТАСС

Специалисты приступили к расшифровке черных ящиков самолета МЧС, который разбился под Иркутском. 4 июля на месте катастрофы обнаружены все десять тел. Экипаж погиб при исполнении служебного долга – тушил лесные пожары. По предварительной версии, именно жар от огня и стал причиной трагедии.

Специалисты приступили к расшифровке черных ящиков самолета МЧС, который разбился под Иркутском. 4 июля на месте катастрофы обнаружены все десять тел. Экипаж погиб при исполнении служебного долга — тушил лесные пожары. По предварительной версии, именно жар от огня и стал причиной трагедии. Специалисты говорят: от перепада температур могла пропасть тяга, самолет зацепился за верхушки деревьев и упал. В Иркутской области понедельник объявлен днем траура. Импровизированный мемориал появился и в подмосковном Раменском, где был приписан разбившийся борт. К проходной аэродрома несли цветы и свечи, многие лично знали погибших.

Родные и коллеги до сих пор не верят, что этого экипажа уже нет. В министерстве его называли легендарным. Коллеги дорожили дружбой с погибшими летчиками, их всегда ждали на встречах выпускников летных училищ.

Командир – 64-летний Леонид Филин. На таких как он стоит русская земля. Родился на Брянщине, гордился своим крестьянским происхождением. Его любили за добродушный нрав, основательность, за умение со всеми ладить, сохранять выдержку в любых ситуациях Ему беспрекословно подчинялись. У него был огромный, в том числе и военный, опыт. Подполковник участвовал в боевых действиях в Афганистане. Военный летчик перешел в МЧС 21 год назад. Только в Иркутской области его экипаж спас от пожаров 30 деревень, более 50 тысяч человек.

Леонид Филин в числе первых освоил тушение крупных пожаров на Ил-76. Это было 20 лет назад в Хабаровском крае, а вскоре он уже тушил с воздуха горящий отстойник нефтепродуктов в Волгограде. В успех этой операции тогда никто не верил. Командир очень любил "Илюшу" — тяжелый транспортный самолет Ил-76.

"Даже если у него останется один двигатель, мы сядем. А если и не останется, спланируем", — говорил он.

Казалось, что Филину и его экипажу действительно подвластно все. Но только те, кто были внутри такого Ила во время тушения лесного пожара, могут иметь хотя бы какое то представление о сложности и опасности ситуации. Гарь, отсутствие видимости. Высокие температуры, серьезная турбулентность. Самолет везет около 42 тонн воды в выливном авиационном приборе. Для эффективного тушения огня нужно снизиться над самым очагом возгорания, зависнуть на высоте 300 метров или даже ниже, сбросить воду на огонь.

Корреспонденты телеканала "Россия" недавно летали именно с этим экипажем. На любительских кадрах запечатлено как раз устройство с водой, которым управляет бортовой оператор Марат Хадаев.Тогда во время полета летчики вспоминали как однажды во время тушения пожара произошла разгерметизация. Благодаря слаженным действиям тогда они долетели.

Еще раз перечислим эти фамилии: командир — заслуженный летчик России Леонид Филин, второй пилот Алексей Лебедев, штурман Георгий Петров, бортовой инженер Виктор Кузнецов, бортовой радист Игорь Мурахин, бортовые операторы Сергей Сусов, Сергей Макаров, Марат Хадаев, техники Вадим Жданов и Андрей Машнинов.

Сейчас никто почти не дает интервью о погибших. Семьи в стрессовом состоянии. Друзья — тоже. Понятно, что профессия летчика МЧС — сложная, мужская работа, сопряженная с опасностью. И это настоящее отчаяние, когда погибают высокие профессионалы, опытные, убеленные сединами люди с биографией, главы семейств, отцы и некоторые уже деды. Они погибли как герои, спасая поселок и пытаясь до последнего спасти свою машину.

В Иркутске сотрудники МЧС почтили память погибших минутой молчания. 4 июля в городе траур, цветы и свечи несут с утра и к проходной подмосковного аэродрома Раменское, где базировался разбившийся в Иркутской области самолет.