Курёхин – человек-праздник: в Консерватории прошёл концерт памяти Капитана

В Московской государственной консерватории прошел концерт памяти Сергея Курёхина. Капитана питерского рок-клуба, авангардиста и джазмена вспоминали друзья и близкие.

В Московской государственной консерватории прошел концерт памяти Сергея Курёхина. Капитана питерского рок-клуба, авангардиста и джазмена вспоминали друзья и близкие. Мультимедийный перфоманс организовал композитор и скрипач Алексей Айги. Собирать произведения Курёхина пришлось по крупицам. Создатель группы "Поп-механика" зачастую импровизировал и не сохранял записи.

Рок-волна накрыла Консерваторию. В ее стенах – концерт легендарного Капитана – музыканта Сергея Курёхина – последнего авангардиста Советского Союза и первого экспериментатора свободной России. Его произведения исполнил скрипач и композитор Алексей Айги.

Сегодня тот уникальный без преувеличения случай, когда в консерваторию можно надеть кеды и джинсы. Каблуки и платья на этом концерте — моветон. Ведь в программе — музыка Сергея Курёхина — Капитана Ленинградского рок-клуба 80-х.

Прозвище подходящее, потому что его творчество — как море — не знало границ и берегов жанров. Пианист, джазмен, композитор, киносценарист, актер — это все он, Сергей Курёхин. "Человек-праздник" — так его называли близкие. Экспериментировал во всем, однажды даже придумал новый язык — птичий — для "Воробьиной оратории". Ее исполняют впервые.

Он называл это гимном миру. При этом сумел поиронизировать над историей музыки. Знаменитые Strawberry Fields Forever группы The Beatles у него превратились в Sparrow Fields Forever. То есть "Воробьиные поля навсегда" Так Курёхин назвал одну из частей оратории. Певица Марина Капуро вспоминает: Сергей сочинил партитуру и тексты за ночь. Какие-то слова менял прямо во время записи в студии "Ленфильм", приходилось за ним записывать.

"Это какой-то оракул… Это какой-то театр буфф. Он такой очень ассоциативный, иногда напоминает все языки земли — как будто голубь летит и видит Землю с высоты птичьего полета", — делится певица Марина Капуро.

В 1984 году Капитан прославился на всю страну, когда выпустил в большое плаванье "Поп-механику" – проект на стыке музыки и театра. На сцену за один концерт могли выйти Виктор Цой, Борис Гребенщиков, Олег Гаркуша и художник Владислав Мамышев-Монро. Происходило невообразимое: ломали инструменты, крушили весы из ближайшего гастронома, заворачивали Эдуарда Хиля в ковер, импровизировали. Вдова Курёхина Анастасия говорит, что он родился гением. В Институте культуры в Ленинграде учился одновременно на дирижерском, фортепианном и оркестровом отделениях. Бросил, окунулся в андеграунд с "Аквариумом".

"Когда я с ним познакомилась, мне сразу стало понятно, что это человек экстраординарный, значительный и гениальный. Конечно, он многое не успел, потому что так рано от нас ушел. Было много планов — заказ на две оперы из Большого театра. Они уже с Соловьёвым собирались писать либретто", — рассказывает вдова Сергея Курёхина Анастасия Курёхина.

Композитор и скрипач Алексей Айги готовил этот проект год – восстанавливал партитуры Курёхина. После Капитана практически ничего не сохранилось: он много импровизировал и редко записывал. Айги отыскал фильмы, к которым Сергей сочинил саундтреки, и восстановил музыку. Самый известный из них – "Господин оформитель".

"Я все записывал со слуха, потому что я ни разу не видел ноты, написанные Курёхиным. Это все где-то утеряно. Мне кажется, он писал ноты перед концертом, а после выкидывал. Никто за ним не собирал ноты, к сожалению", — вспоминает композитор Алексей Айги.

Проект "Курёхин: NEXT" Айги придумал в 2013 году, этот концерт называет последним. Говорит: уйти со сцены нужно, как Капитан – на высокой ноте.