
На прошлой неделе парламент Турции проголосовал за развертывание войск численностью примерно 2000 военнослужащих по всей северной части Ирака на год в целях борьбы с "террористическими организациями", вероятно, с курдскими повстанцами и ИГИЛ.
Ирак выступил с осуждением этого голосования, а премьер-министр Хайдер аль-Абади предупредил, что Турция рискует развязать войну регионального масштаба.
"Иракский МИД выдвинул просьбу об экстренном заседании Совбеза, чтобы обсудить нарушение турецкой стороной границ Ирака и вмешательство в его внутренние дела", - отмечается в сообщении на сайте министерства.
Турция заявляет, что ее военные находятся в Ираке по приглашению президента курдского регионального правительства Барзани, с которым Анкара поддерживает прочные связи. Багдад в свою очередь отрицает факт подобного приглашения.
Большинство турецких войск расположены на базе в Башига к северу от Мосула и недалеко от границы Турции, где они проводят обучение иракских курдов пешмерга и суннитских боевиков.
Напряженность в отношениях между Багдадом и Анкарой усилилась на фоне ожидания наступления иракских войск, поддерживаемых США, чтобы вернуть Мосул, последний крупный иракский город, находящийся под контролем исламского государства, захваченным боевиками два года назад.
Турция заявила, что в рамках этой кампании волна беженцев может хлынуть через границы, возможно, по направлению к Европе.
Анкара также обеспокоена тем, что шиитские мусульманские силы под руководством Багдада приведут к дестабилизации, в результате которого пострадает в основном суннитское население Мосула, и усугубят межнациональную рознь в регионе, где проживают туркмены, этнические родственники турок.
Багдад vs. Эрбиль
Взаимоотношения Иракского Курдистана и Турции уже давно являются причиной для беспокойства для Багдада. Дело в том, что Курдистан - это крайне привлекательный регион для инвестиций в нефтяные активы, так как богат месторождениями, где себестоимость барреля, исходя из оценок местных курдистанских операторов, составляет около $2-$3.Нефтегазовый потенциал осваивается быстро с помощью иностранных операторов месторождений, заключивших соглашения о разделе продукции с курдскими властями после принятия закона о нефти в 2007 года. В регион пришли и нефтяные тяжеловесы: Exxon Mobil, Chevron, Total, Marathon. Российская Газпром нефть владеет 40% в пятом по добыче месторождении Garmian и 80% в Shakal на юге Курдистана. Repsol также в южной части получила 60% в месторождении Topkhana и 40% в соседнем Kurdamir.

История вопроса
Согласно соглашению, подписанному обеими сторонами в конце прошлого года, Курдистан должен получать 17% от национального бюджета Багдада взамен предоставляемой нефти.Доходы от продажи нефти стали спасательным кругом для властей Иракского Курдистана в Эрбиле.
В прошлом году Региональное правительство Курдистана заключило соглашение с федеральным правительством Ирака, согласно которому они совместно экспортируют нефть, а в ответ на это Курдистан получают свою долю из бюджета страны. Однако это соглашение так и не было до конца реализовано.
Багдад, который сталкивается с проблемами, связанными с бюджетным дефицитом, в течение последних месяцев выплачивал курдам лишь незначительные суммы, а в результате Региональное правительство Курдистана приняло решение самостоятельно продавать больше нефти. При этом Багдад обвиняет Эрбиль в том, что тот не посылает в столицу достаточно нефти.
В декабре Bloomberg сообщило, что региональное правительство Иракского Курдистана уже третий месяц подряд выплачивает долю нефтяных доходов работающим в регионе международным компаниям, включая норвежскую DNO ASA и британскую Genel Energy.
Тем самым курды Ирака рассчитывают поддержать добычу и экспорт нефти из региона. До сентября текущего года иностранные компании годами оставались без компенсации из-за споров между региональным правительством и Багдадом.
Власти Курдистана обещали повысить выплаты, когда увеличится экспорт или вырастут цены на нефть. Пока же нефтяным компаниям выделяется порядка $75 млн в месяц.
DNO, Genel и Gulf Keystone Petroleum совместно добывают на территории Курдистана порядка 300 тыс. баррелей нефти в сутки (б/с). По данным Bloomberg, власти региона должны им около $1,7 млрд за ранее отгруженную на экспорт нефть. Топ-менеджеры компаний единогласно заявляют, что увеличение производства невозможно, пока не будет погашена эта задолженность.













































































