В Москве в эти выходные перекрыто движение на Тверской улице — от Пушкинской площади до Охотного ряда. Откроют в понедельник, в два часа ночи.
Реконструкция Тверской превратилась в уникальную археологическую площадку. Всего за пару недель работ здесь уже увидели древнюю стену Страстного монастыря – теперь на этом месте стоит бронзовый Пушкин, несколько слоев деревянной мостовой со следами пожара XVII века, не говоря уже о десятках предметов быта средневекового города. Громких сенсаций научному миру эти раскопки не принесли, о многом знали по текстам и рисункам. Но тут, говорят археологи, как в известном анекдоте про Карузо, которого Мойша напел: одно дело слышать о факте, другое – увидеть самому.
Но что археологу хорошо, то инженеру – головоломка: перекопать главную улицу столицы, не задеть культурный слой, да еще уложиться в пару дней. И все же трудности – на зависть коллегам по цеху: не каждый же день дорожный рабочий видит, например, за что при Алексее Михайловиче могли вырвать ноздри — наказание членовредительством полагалось фальшивомонетчику, который пять веков назад спрятал свое оборудование недалеко от нынешнего здания мэрии.
"Все, что находится ниже 50 сантиметров, мы сначала проверяем, а если что-то находим, ковшом не работаем – только вручную. Приходится даже менять трассировку коммуникаций, которые мы там прокладываем, чтобы не повредить историческое наследие", — рассказывают строители.
Последний раз с таким размахом Тверскую перекраивали почти век назад — в 1930-х. Тогда провели уникальную операцию по переносу десятков зданий на новые фундаменты, после чего и стало можно гулять "вдоль по Питерской" в ее современных очертаниях. С историческим наследием строители не то чтобы не церемонились совсем, но приоритеты индустриализации были явно не на стороне музейщиков. Потому и работы у будущих археологов меньше тогда не стало.
Для водителей Тверскую закрыли лишь на одни выходные, пешеходам придется потерпеть дольше. Но результат, и тут, кстати, во мнении с историками сходятся и эксперты туристического рынка, того стоит. Артефактами из-под Тверской пополнят коллекцию музея Москвы. Ту же деревянную мостовую возле дома номер шесть превратят в экспонат под открытым небом: накроют стеклом и подсветят исторический слой. А в Мосгорнаследии создадут целую карту археологических находок – что-то вроде реконструкции Сигизмундова плана, первой подробной схемы города, которую в XV веке делали по заказу польского короля.
Исторические выходные центральной транспортной артерии заканчиваются уже в понедельник. Но программа по благоустройству улиц рассчитана до 2018-го, так что списки достопримечательностей и учебники москвоведения пополнят, похоже, еще не раз.