Аферы с выморочными квартирами в Москве приобретают характер эпидемии

Списки добросовестных покупателей жилья, в одночасье ставших бомжами, пополняются чуть ли не ежедневно. Речь идет о так называемых выморочных квартирах, похищенных у города с помощью махинаций с документами. Причем крайними оказываются те, кто даже не подозревал ни о каких аферах.

Без вины виноватые — списки добросовестных покупателей жилья, в одночасье ставших бомжами, пополняются чуть ли не ежедневно. Речь идет о так называемых выморочных квартирах, похищенных у города с помощью махинаций с документами. Причем крайними оказываются те, кто даже не подозревал ни о каких аферах.

Пенсионерка Татьяна Чугунова в сотый раз перечитывает решение о выселении из собственной квартиры и не может поверить своим глазам. Согласно судебному вердикту, отныне она официально — лицо без определенного места жительства.

"Теперь я не знаю, что дальше, куда я денусь с этим имуществом. Только на улицу. Кто-то где-то что-то проморгал, хотя с моей стороны было все законно", — говорит Татьяна Чугунова.

Татьяна и еще одна москвичка, Олеся Ольховик, купили квартиры у некоей Лейлы Басария, уроженки Абхазии. Обе честно отдали по 5,5 млн рублей. Басария якобы унаследовала жилье по завещанию гражданского мужа, Ильи Бабаева. Однако уже через неделю после продажи департамент имущества Москвы потребовал изъять квартиры как выморочные, похищенные у города, заявив, что в наследство Бабаева никто не вступал, а завещание — липовое.

"Решением Бабушкинского районного суда признано недействительным завещание , составленное Бабаевым Ильей Гершумовичем в пользу Басария Лейлы Александровны", — гласит заявление департамента.

Похоже, эта история с самого начала была мошенничеством на десяток миллионов рублей. Басария исчезла вместе с деньгами. Однако в полицию департамент городского имущества Москвы не обращался, уголовного дела нет, мошенников никто не ищет.

"А отвечает за все добросовестный человек, который положился на целую цепочку государственных органов: Останкинского суда, где было признано право собственности за продавцом, управления Росреестра по Москве, которое это право зарегистрировало, выписки из Единого госреестра прав", — подчеркивает в интервью программе "Вести-Москва" адвокат Алексей Внуков.

Парадокс: женщины никаких преступлений не совершали, но проигрывают департаменту городского имущества все иски. На днях Мосгорсуд отказал Чугуновой в апелляции.

"Этим же решением Чугуновой было отказано в удовлетворении встречного иска о признании за ней права собственности на квартиру как за добросовестным приобретателем", — отмечает Алексей Внуков.

И это при том, что даже прокуратура требовала отменить решение как неправосудное.

"После того, как судебный акт будет изготовлен в полном объеме, прокуратура проверит законность принятых решений с тщательным изучением всех материалов дела", — обещает начальник отдела взаимодействия со СМИ и правового обеспечения прокуратуры Москвы Елена Россохина.

По словам правозащитников, мошенничество с выморочными квартирами, изымаемыми у москвичей в пользу города, приобретает характер эпидемии.

"На данный момент в Европейском суде 37 коммуницированных жалоб, еще больше 20 жалоб направлены в Европейский суд в связи с незаконными решениями", — рассказывает руководитель АНО "Центр защиты жилья и жилищных прав" Светлана Гладышева.

В Государственной думе считают: необходимо ликвидировать пробелы в законодательстве, которые используют аферисты.

"Необходимо разбираться, кто на этом греет руки, занимается мошенничеством. Уже есть прецеденты, когда становится ясно, что был умысел на совершение мошеннических действий", — убежден депутат Госдумы РФ Анатолий Выборный.

Пока же Татьяне Чугуновой и Олесе Ольховик не остается ничего иного, как собирать чемоданы.