Тема:

Крушение Ми-8 на Ямале 7 лет назад

Крушение Ми-8: экипаж мог потерять ориентацию

Вертолёт авиакомпании "Скол", на борту которого находились 22 человека, разбился накануне вечером в районе посёлка Уренгой. Возбуждено уголовное дело.

Вертолёт авиакомпании "Скол", на борту которого находились 22 человека, разбился накануне вечером в районе посёлка Уренгой. Возбуждено уголовное дело. Разбившийся на Ямале вертолёт МИ-8, возможно, погубила погода. Это одна из трёх версий произошедшего. Две другие — нарушение правил безопасности полета и отказ техники. Метеоусловия в момент вылета, действительно, были самые неблагоприятные: низкая облачность, снег, сильный ветер, мороз минус 5-8 градусов. Экипаж вполне мог потерять ориентацию в метель.

По словам летчика-испытателя Вадима Базыкина, в районе ЧП нет больших гор, там лесотундра. "Нас всегда учили: об облака не разобьёшься, разбиваются о землю, не бойтесь залезать в облака. Может, ребята искали землю и не нашли её, потому что по обломкам – машина вошла в землю боком", — сказал он.

Как вспоминает один из выживших в катастрофе, "всё произошло внезапно, сначала вертолёт затрясло". Возможно, у него обледенели лопасти, то есть, стали тяжелее и не смогли обеспечить нужную тягу.

Председатель Высшего Совета российского Союза спасателей Сергей Щетинин рассказал, что, теоретически, у вертолета могло произойти обледенение как фюзеляжа, так и винтов. "Образуемся наледь из-за низкой температуры при высокой влажности, что может привести к падению", — пояснил он.

То, что произошло, летчики называют "жёсткой посадкой". Ми-8 на момент вылета был технически исправен, прошел предполетную подготовку и техобслуживание. Тем не менее, версию "отказ техники" никто не исключает. Надо сказать, что Ми-8 – самый распространенный в мире транспортный вертолёт, эксперты подчеркивают его высокую степень надежности. Однако суровые условия Ямала могут оказать серьёзное воздействие даже на проверенную временем технику. В Советском Союзе, к примеру, северные летчики проходили своего рода спецкурсы – как летать в межсезонье. То есть, поздней осенью и ранней весной.

"Один из лучших вертолётов в мире, всеми это признано, и нашими, и американскими экспертами, но есть такое понятие осенне-зимний период и весенне-летняя навигация — самые сложные периоды перехода с лета на зиму", — отмечает Вадим Базыкин.

Авиакомпанию "Скол", чей вертолет разбился, будут проверять эксперты Росавиации. Это к вопросу о правилах безопасности полёта — одной из версий жесткой посадки. Как пояснил Сергей Извольский, советник руководителя Росавиации, действия экипажа при неблагоприятной погоде будут подвержены тщательной оценке. "Росавиация уже сформировала комиссию, которая проведёт внеплановую проверку авиакомпании "Скол", в ходе которой будет проверена, в том числе, организация летной работы на предприятии", — сказал он.

"Лётная работа" – это, в том числе, отслеживание погоды и разрешения или запреты на вылет. Возможно, следствие получит новые зацепки по расследованию авиакатастрофы на Ямале. Основной материал, конечно, находится в бортовых самописцах. Оба черных ящика сохранились, так что препятствий к их расшифровке нет.