Масштабные творения Зураба Церетели вновь ищут и не находят пристанища. Легендарный скульптор хочет подарить России 80-метровую статую Христа. После того, как от дара Церетели отказался Сочи, он предложил явить Христа Санкт-Петербургу.
30 метров — Зимний дворец, 48 метров — Александровская колонна, 74 метра — Адмиралтейство. Все-таки Петербург — это не Рио-де-Жанейро. И нет в Североной Пальмире горы Корковаду, с вершины которой мог бы взирать монументальный Иисус. Самые знаковые объекты в центре города ниже 80-метровой церетелевской статуи.
И все же несколько дней чиновники примеривались, искали место для монумента в центре. Кругом — плотная историческая застройка. Росси, Кваренги, Монферран, Трезини, Растрелли — Церетели никак не вписывается.
Зато грузинский мастер превзошел итальянских зодчих в физическом выражении. Бронзовый Иисус немногим меньше Петра на Москве-реке: 80 метров, 80 тонн. Комиссия вынуждена была заключить — такой масштаб подарка не для невских берегов.
"Памятник делается для места. Это такая историческая традиция. И в Петербурге — в особенности. Медный всадник, Александрийский столп, все памятники сделаны для места. С нормальной точки зрения, нельзя придумать памятник дома, прийти и сказать: "Послушай, покупай, а, у меня хороший памятник, продаю, большой, отлитый уже, давай поставим!" – приводит пример научный сотрудник Государственного Эрмитажа Алексей Лепорк.
Центр Петербурга — всемирное историческое наследие, охраняется ЮНЕСКО. Один из важнейших параметров — небесная линия. Это понятие ввел академик Лихачев, подчеркивая превосходство горизонталей над вертикалями в городе. Линия, а не кардиограмма. Чтобы ее сохранить, нужна жесткая архитектурная дисциплина. Посягательства на высотный регламент неизменно приводят к скандалам. Как результат — отмена строительства небоскреба напротив Смольного. Его перенесли на окраину, в Лахту, и к этому опыту деликатно призывает присмотреться Михаил Пиотровский.
"Я думаю, ничто не помешает поставить большую статую рядом с Лахта-центром", — предлагает Пиотровский.
Сам монумент, пока решается вопрос, в разобранном состоянии хранится в мастерской Церетели в Подмосковье. Для скульптора установка статуи — дело чести, если не жизни. 40 лет он вынашивал эту идею, с тех пор, как увидел Христа-Искупителя в Бразилии.
"У меня – обращение Христа к народу. А потом, у меня из бронзе, а там другой материал", — говорит о принципиальных отличиях двух памятников Христу Зураб Церетели.
Скульптурные изваяния — вообще не в православной традиции. И поэтому тоже не удается найти место для статуи Христа. Церетели хотел бы украсить ею Сочи, но Олимпийская столица дар не приняла. Теперь и Петербург отказывается от установки монумента.
"Догмат о допустимости изображения в западной традиции допускает статуи, в том числе и святых. И они используются за богослужением. А в православной традиции изображение подразумевает иконописное изображение на доске в виде иконы, на стенах в виде фресок", — поясняет руководитель информационного отдела Санкт-Петербургской епархии протоиерей Александр Сорокин.
Ободряющие новости для Церетели приходят из региона, куда скульптор не обращался. Ленинградская область теоретически может принять у себя монумент. При условии, что Церетели передаст статую в дар, администрация обещает найти спонсоров для оплаты самой установки.
"Мы будем очень рады, это привлечет туристов", — аргументирует свою позицию советник главы Всеволожского района Ленинградской области Андрей Андреев.
Два места на выбор — Невский лесопарк и Колтушские высоты. До Петербурга — 5-7 километров, до Дворцовой площади — 18. Расчетов, будет ли видна статуя из центра города, пока не существует. Равно как и оформленного решения об установке. В парках — никаких подготовительных работ. Отдыхающие спокойно кормят уток, не зная еще, что над ними нависла тень горы Корковаду.