Суровая реальность заставила Саудовскую Аравию, крупнейшую экономику Персидского залива, отказаться стратегии удержания доли рынка с помощью низких цен на нефть.

Меры бюджетной экономии в Саудовской Аравии

Дело в том, что эта стратегия больше не работает. Сланцевые компании США успешно доказали, что могут приспособиться к скачкам цен на нефть. Фактически, Эр-Рияд был вынужден признать факт огромного давления, оказываемого на государственные финансы, сокращение доли частного сектора в экономике, растущие риски провала долгожданного IPO Saudi Aramco в 2018 году.

Готовность министра Саудовской Аравии Халида аль-Фалиха отказаться от участия в соглашении в Алжире создала легкий шум, повлиявший на рынки, и на некоторое время сбивший цены. В то же время, он дал понять, что меняется и роль Саудовской Аравии в качестве бесспорного лидера ОПЕК. Ни для кого не секрет, что сегодня ближневосточная монархия стоит перед лицом новой реальности: сокращение субсидий, зарплат и расходов населения, которое явно не готово к нехватке финансов.

Ни от кого в Эр-Рияде не ускользнул тот факт, что растущая экономическая неопределенность, ускоренная недавними событиями в Египте, Сирии и Ливии, привела к смене модели управления государством. Правительство потратило миллионы долларов на подробные отчеты о том, как страна может выжить в мире, в котором нефтедоллары больше не подпитывают экономический рост.

Консалтинговая компания McKinsey советует Королевству инвестировать $4 трлн для осуществления необходимых экономических преобразований. И пока тратятся миллиарды долларов на западные системы вооружения и продолжающийся конфликт в Йемене, растет роль Саудовской Аравии как региональной супердержавы. В ходе президентских дебатов в США на прошлой неделе Королевство было упомянуто четыре раза – причем, далеко не в положительном контексте.

Американцы уже не зависят напрямую от саудовской нефти, политический тон сменился – Конгресс отменил вето президента на принятие законопроекта, в рамках которого жертвы и их семьи могут подать в суд на Саудовскую Аравию за якобы оказанную финансовую поддержку в организации теракта 9 сентября 2001 года. Миллионы долларов, потраченных на лоббирование и повторную поездку в Эр-Рияд госсекретаря Джона Керри, практически никак не повлияли на то, чтобы остановить быстрое ухудшение отношений, выстроенных в течение десятилетий на взаимном доверии. Многое изменилось с момента исторической встречи госсекретаря США Генри Киссинджера с королем Фейсалом, когда Королевство лихо перекрыло поставки нефти в 1973 году - тогда преимущество было на стороне саудитов, все помнят знаменитую реплику короля о том, что его предки пришли из пустыни и могут туда же и вернуться.

Мнение эксперта TrioMarkets

Герасимос Папагианнис
Глава аналитического отдела рынков TrioMarkets
TrioMarkets В ходе последних нескольких недель стало ясно, что Саудовская Аравия больше не в состоянии долго навязывать остальным игрокам на рынке нефти ценовую войну, и в первую очередь это касается сланцевых компаний США. Именно отказ саудовцев от такой стратегии будет подстегивать рост цен на нефть выше отметки $50 за баррель, но в то же время растущая добыча сланцевой нефти в США будет сдерживать цены ниже $60 за баррель. Вероятно, именно в этом диапазоне цены на нефть застряли до начала следующего года.