У православных христиан сегодня Страстная пятница — самый скорбный день в церковном календаре. Верующие вспоминают о крестных страданиях Спасителя. Большой наплыв верующих в эти дни, конечно, на Святой Земле. Утром там прошел крестный ход по тому самому пути, которым Иисус Христос шел на Голгофу.

У православных христиан сегодня Страстная пятница — самый скорбный день в церковном календаре. Верующие вспоминают о крестных страданиях Спасителя. Во всех храмах выносится плащаница — полотно с изображением снятого с распятия Христа. В Москве в Храме Христа Спасителя богослужение совершил патриарх Кирилл. Большой наплыв верующих в эти дни, конечно, на Святой Земле. Утром там прошел крестный ход по тому самому пути, которым Иисус Христос шел на Голгофу.

От Претории до Голгофы с крестами, иконами и хоругвями, распевая псалмы и гимны на языках Ближнего Востока и Западной Европы, течет человеческая река в Страстную пятницу по узкой и петляющей Виа Долороса, останавливаясь на мгновения там, где Спаситель оступился под тяжестью креста, где он, пошатнувшись, оперся о стену, где простодушная и смелая Вероника дала осужденному смерти платок отереть с лица слезы, пот и кровь.

Паломники движутся дальше под плывущие над древним городом звуки траурного колокола. Так уже 15 веков отмечают в Иерусалиме день распятия, казни, смерти.

"Осязать и увидеть все это и пережить в святом Иерусалиме — это особая радость для каждого христианина, для каждой христианской души", — говорит начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме архимандрит Александр (Елисов).

Паломников из России в этом году необыкновенно много — на патриаршей службе в храме Гроба, в русском православном Троицком соборе в центре Иерусалима.

"Это настолько непередаваемое чувство света, радости, какого-то полета", — делится паломница из Москвы Наталья.

Удивительное и мало кому присущее желание дышать тем же воздухом, увидеть своими глазами, прикоснуться руками к святыням великой мистерии, разыгравшейся здесь и изменившей мир две тысячи лет назад.

"Это наша надежда, что вот это прикосновение тебя из какого-то человечишки вдруг сделает похожим на человека", — говорит паломник из Москвы Алексей.

Чтение Иисусовой молитвы на кухне женского русского монастыря — обязательный атрибут готовки пасхальных куличей и яиц. Их красят, чтобы стали красными как то, что Мария Магдалина вручила императору Тиберию.

"Вот, начищаем, потом будем варить, сюда же яйца. Будут вариться со свеклою, такой бордовый цвет будет", — рассказывает монахиня Горнецкого монастыря сестра Анна.

Этот простой и весьма убедительный образ и символ Пасхи обещает победу над смертью и дарит надежду даже в траурную Страстную пятницу.

— Холодное, твердое, камень, смерть — нет жизни. И вдруг из этого яйца пробивается, разрушая смерть, появляется жизнь, появляется цыпленок. Это как раз и есть тот счастливый символ бессмертия, воскресения, появления жизни.

Пятничный колокол стих. Наступила торжественная тишина ожидания — уже не надежды, но истовой веры в чудо воскресения, предваряемое освящением огня в Великую субботу, когда сначала в Иерусалиме, а затем по всему христианскому миру прозвучит многоязыкое "Христос воскресе!"