Битва за Мосул: данные о жертвах расходятся в 8 раз

В битве за иракский Мосул погибли более 40 тысяч гражданских лиц. Официальные цифры, которые приводило командование армии Ирака и руководство так называемой международной коалиции, занижены, как минимум, в 8 раз. Об этом заявил бывший министр экономики и иностранных дел республики The Independent.

В битве за иракский Мосул погибли более 40 тысяч гражданских лиц. Официальные цифры, которые приводило командование армии Ирака и руководство так называемой международной коалиции, занижены, как минимум, в 8 раз. Об этом заявил бывший министр экономики и иностранных дел республики в интервью The Independent.

Пять тысяч человек — примерно так оценивают потери среди мирного населения Мосула международные СМИ, ссылаясь на разные источники. Но сегодня появились другие цифры: по информации бывшего министра экономики и иностранных дел Ирака Хошияра Зебари, полученной от курдов, погибших – в 8 раз больше, около 40 тысяч человек.

"Я встречал цифру гораздо больше: 60 тысяч погибших, — говорит политолог, специалист по Ближнему Востоку Анатолий Несмиян. — Структура потерь многофакторная. Много людей погибло от непосредственно боевых действий — от бомбежек, огнестрельных ранений, под развалинами. Разрушено 80% зданий и большинство из них восстановлению не подлежат".

Так называемая коалиция во главе с США пыталась освободить Мосул от террористов еще с прошлого года. Но операция затянулась. Причем, даже сейчас — когда уже объявлено о победе над боевиками в городе – нельзя говорить ни о ликвидации ИГИЛ (запрещена в РФ)в Ираке, ни о начале стабилизации ситуации в стране.

"В городе остались спящие ячейки, — продолжает Анатолий Несмиян. — Они уже несколько раз атаковали иракские войска. И говорить, что боевые действия прекратились, и достигнута победа, совершенно не приходится".

В начале июля коалиция заявила, что Мосул полностью освобожден от террористов запрещенной группировки ИГИЛ. Но теперь уже немногочисленные жители когда-то густо населенного города шагу не могут ступить, не опасаясь за свою жизнь.

"Мы очищаем город от взрывных устройств каждый день, поэтому здесь постоянно слышен грохот и шум, — рассказывает офицер вооруженных сил Ирака Махмуд Тхаер. — Люди боятся. Думают, что это атаки боевиков. Но мы держим уничтожение взрывчатых веществ под контролем".

А вот удержать под контролем боевиков не удается. По данным той же американской разведки, террористы массово бегут в горные районы на севере страны, а оттуда – и в соседнюю Сирию, ставя под угрозу мирные инициативы Москвы и Дамаска – возвращение мирной жизни в Алеппо и работу центра по примирению враждующих сторон.

Впрочем, об этом в западной прессе ни слова. Зато будто под копирку — леденящие кровь истории о массовой гибели мирного населения якобы под бомбами правительственных войск. Для наглядной иллюстрации — масса видеороликов о страдающих детях. Иногда — одних и тех же, спасенных по нескольку раз, в разных районах страны. Вспомнить хотя бы нашумевшую историю с Баной Алабед из Алеппо: 7-летняя девочка через аккаунт в "Твиттере" без единой ошибки, на английском описывала отсутствие еды, питья и лекарств, что примечательно, при наличии выскоскоростного Интернета. О гуманитарной катастрофе в Мосуле при этом на Западе не говорили — исключительно о военных успехах.

"Были другие примеры, когда удары наносились по ошибке по мирным жителям, — отмечает кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН Борис Долгов. — Там не было боевиков. По ошибочным разведданным, там должны были находиться боевики, а страдали и гибли только мирные жители. И это манера ведения боя международной коалицией".

На днях международная организация Amnesty International опубликовала доклад, к котором обвинила коалицию в нарушении норм гуманитарного права и совершении военных преступлений в Мосуле. Коалиция в свою защиту не нашла ничего лучше, чем назвать доклад правозащитников безответственным. В ООН уже оценили, во сколько обернется восстановление Мосула. По самым скромным подсчетам, в миллиард долларов. Разрушено все — от канализаций до электросетей. В Организации Объединенных Наций заявили, что ситуация в иракском городе – ни что иное, как настоящая гуманитарная катастрофа.