Великий мистификатор: открылась знаковая выставка Николая Рериха

"Николай Рерих. Восхождение": в филиале Государственного музея Востока открылась выставка одного из самых загадочных художников XX века. Экспозиция из двух сотен картин расположилась в усадьбе Лопухиных, вокруг которой совсем недавно утихли судебные тяжбы — здание, наконец, отошло государству. Эта выставка впервые демонстрирует все этапы творческого становления художника.

"Николай Рерих. Восхождение": в филиале Государственного музея Востока открылась выставка одного из самых загадочных художников XX века. Экспозиция из двух сотен картин расположилась в усадьбе Лопухиных, вокруг которой совсем недавно утихли судебные тяжбы — здание, наконец, отошло государству. Эта выставка впервые демонстрирует все этапы творческого становления художника.

Этого ждали четверть века. Долгая судебная тяжба, череда скандалов — и вот: коллекция Николая Рериха теперь доступна для всех. Новый музей имени эзотерика, поэта и художника открылся как государственный филиал Музея Востока.

"Согласно завещанию Рериха, коллекция должна была отойти Советскому фонду Рерихов. Поскольку он был ликвидирован, не оставив правопреемников, то она отошла государству. Нет уже СССР, нет Советского фонда Рерихов, но есть его воля, и мы ее исполняем", — говорит первый заместитель министра культуры РФ Владимир Аристархов.

Двадцать пять лет после распада Советского Союза особняк Лопухиных занимал Международный центр Рерихов. Картинами, по сути, также распоряжались частные лица. Содержание центра финансировал "Мастер-Банк" во главе с Борисом Булочником. После отзыва лицензии у этой финансовой организации была опасность, что картины уйдут с молотка за долги, после чего государство заявило о своих правах. Суды разных инстанций это право признали. Последнюю апелляцию оппонентов отклонили.

"Суд поставил точку в том, что будет Государственный музей Рерихов как филиал Государственного музея Востока. Что государство будет действительно нести ответственность за сохранность работ, за сохранность наследия, за популяризацию и пропаганду. То, что произошло — закономерный итог: государственное должно быть в государстве", — говорит директор Государственного музея Рерихов Тигран Мкртычев.

Эта экспозиция — под стать случаю. Выставка "Николай Рерих. Восхождение" собрала около двухсот работ мастера. Полотна привезли из Третьяковки, Русского музея и коллекции музея в Нью-Йорке.

— Это русский сказочный мотив XVII века о том, что с неба упала большая книга, и трое королей пытались разобраться в этой мудрости, и вся мудрость веков сосредоточена именно в этой книге.

Для работ великого мистификатора теперь созданы все условия. Как итог коллеги из Нью-Йорка без опасений отпустили в Москву две картины из знаменитого триптиха. Его Рерих создавал для конференции в Брюгге еще в начале века, но после одну из работ подарил югославскому королю, а две другие уехали в США.

"Впервые этот триптих соединился и был продемонстрирован на выставке именно в Москве. Это было сделано в первый раз два года назад к юбилею пакта Рериха, и сегодня снова это происходит", — говорит главный хранитель музея Николая Рериха в Нью-Йорке Дмитрий Попов.

В таком обобщённом формате экспозиция будет работать около месяца — до 17 января. Впрочем, это лишь первый шаг, говорят в музее. После возвращения картин и усадьбы государству здесь начнут масштабную научную работу по изучению тайн Рерихов.