Тема:

Трудовая реформа во Франции 4 года назад

Без бензина: трудовая реформа лишает Францию топлива

Франция бастует. В знак протеста против трудовой реформы не вышли на работу сотрудники нефтеперерабатывающего завода Total около Гавра. Через этот нефтеналивной порт в страну поступает 40 процентов всего топлива.

Франция бастует. В знак протеста против трудовой реформы не вышли на работу сотрудники нефтеперерабатывающего завода Total около Гавра. Через этот нефтеналивной порт в страну поступает 40 процентов всего топлива. Из-за забастовок на нефтяных объектах в Пятой республике закрылись уже больше четырех тысяч заправок. Французы проводят часы в очередях за бензином. Не работают заводы и нефтехранилища. А правительство впервые за 6 лет распечатывает стратегические топливные резервы.

Найти и заправить. Десятки километров в пути ради бензина, а потом часы в очередях на АЗС. Лимит – 20 литров на машину, наполнять канистры запрещено.

"Я простояла в очереди два часа. Все здесь нервные и злые. Начальник звонит мне и спрашивает — где я. А я тут стою в очереди без бензина. Ну куда я с пустым баком поеду!" – восклицает француженка на мотоцикле Катарина Лефевр.

"У меня бензина на 45 километров. Я сейчас не найду работающую заправку в радиусе 50 километров. Есть только одна заправка – здесь", — поясняет, почему стоит в гигантской очереди на АЗС житель Гавра Тома Боми.

Очереди на заправках Франции с начала недели – после того, как сотрудники нефтеперерабатывающих предприятий, протестуя против новой трудовой реформы, организовали массовую забастовку.

Правительство Пятой республики впервые с 2010 года распечатывает стратегические топливные резервы. Не работают шесть из восьми нефтеперерабатывающих заводов Франции. Закрыты уже три предприятия Total – в Донже, Нормандии и Фейзане. В общей сложности они перерабатывают около 600 тысяч баррелей топлива в сутки.

Без бензина остались 4 из 12 тысяч АЗС в стране. Наиболее сложная ситуация в Париже и на северо-западе Франции. Там протестующие блокируют нефтеналивной терминал в порту Гавра. Через него поступает около 40% всех импортируемых в страну нефтепродуктов. По данным мэрии Гавра, если терминал будет заблокированным пять или шесть дней, то без керосина останутся аэропорты Парижа.

"Мы не хотим парализовать всю Францию. Это не наша цель. Но у нас есть требования. Мы хотим, чтобы их наконец услышали. Правительство хочет силой протащить трудовую реформу, делая вид, что в стране не действует демократия. Это было последней каплей. Мы начинаем большую битву, какая была шесть лет назад, когда мы боролись против увеличения пенсионного возраста", — поясняет представитель профсоюза SFDM Энтони Лё Берр.

В помощь автомобилистам уже запустили мобильное приложение – называется "топливо". Оно показывает, где в округе есть бензин и сколько времени придется провести в очередях. Но ситуацию это не спасает. С каждым днем зеленых точек на мобильной карте все меньше. Правительство уже истратило трехдневный стратегический запас топлива. Всего резервы рассчитаны на 115 дней. Что будет потом, в Париже не говорят. Там уверены: забастовка должна закончится 27 мая. Подходы к нефтебазам в Донже уже расчищают водометами.

"Все объекты нефтяной отрасли – прежде всего заводы и порты – должны быть разблокированы. Французам необходимо получить доступ к нефтяным запасам, чтобы все могли спокойно работать, а не стоять часами в очередях перед заправочными станциями", — заявил премьер-министр Франции Мануэль Вальс.

Но масштабы протестов растут. Начали бастовать работники всех 19 атомных электростанций Пятой республики. На эту сферу приходится 75 процентов потребления электричества в стране. С 26 мая забастовку объявили сотрудники аэропортов. В парижском Орли отменили уже 15 процентов авиарейсов. С 25 мая начались перебои и в работе железных дорог. Очередной пик забастовок придется на начало июля, когда во Франции будет проходить Евро-2016.

По мнению активистов, транспортный коллапс заставит власти отказаться от трудовой реформы. Она должна значительно упростить систему найма на работу и увольнения. Количество рабочих часов, как ожидают, увеличат, надбавки за сверхурочные сократят. Чтобы протащить эту реформу, правительство решило использовать крайне непопулярный среди французов пункт 49.3 конституции Пятой республики. Он позволяет проводить законы без голосования в парламенте.

"В правительстве сидят министры, которых мы не выбирали. Мы выбирали депутатов Национальной ассамблеи, и именно они должны принимать законы. А сейчас члены кабинета говорят – мы обратимся к пункту 49.3 и не будем слушать тех, кого вы избрали. Мы не будем с этим мириться", — настаивает член профсоюза французских рабочих Жан-Жак Мартен.

Аналитики, тем времени, подсчитывают убытки и проводят параллели с забастовкой в 2010 году. Тогда бастовали против пенсионной реформы. И правительству также пришлось распечатать стратегические запасы. Один день забастовки обошелся в 100 миллионов евро. А общий ущерб превысил миллиард евро. Что касается стратегических запасов топлива, они рассчитаны на 115 дней, на 90 дней в случае, как заявляют, крайне острого кризиса. А судьба закона о трудовой реформе в любом случае должна решиться в течение двух месяцев.

Главное сейчас – разблокировать дороги и восстановить пути поставок, а бензина хватит. Гораздо раньше должны исчерпать себя решимость бастующих или желание правительства, несмотря ни на что, протащить непопулярную среди французов реформу.