Исторический визит: Куба встретила Обаму ливнем и прохладой

Впервые за 88 лет американский президент на Острове свободы. Барак Обама уже провел переговоры с Раулем Кастро, возложил цветы к мемориалу Фарабундо Марти и готовит обращение к кубинскому народу. Но после десятилетий взаимной вражды Гавана прохладно встречает американскую делегацию.

Впервые за 88 лет американский президент на Острове свободы. Барак Обама уже провел переговоры с Раулем Кастро, возложил цветы к мемориалу Фарабундо Марти и готовит обращение к кубинскому народу. Свой визит президент назвал историческим. Но после десятилетий взаимной вражды, самых долгих санкций в истории и нескольких покушений на лидера кубинской революции Фиделя Кастро Гавана прохладно встречает американскую делегацию.

Возложение цветов к мемориалу поэта Хосе Марти, которого на Кубе называют апостолом независимости, — непременная часть визитов глав государств в Гавану, но в случае Барака Обамы и тут есть пикантный момент. Мемориал — в центре Площади революции, где на зданиях установлены барельефы кубинских героев Че-Гевары и Камилло Сьенфуэгоса. Первого убили по приказу ЦРУ, в загадочной смерти второго также подозревают американские спецслужбы. На митингах, которые проводил здесь Фидель Кастро, Америку сотни раз называли главным врагом Острова свободы. Услышать тут ее гимн еще недавно казалось фантастикой.

С Фиделем Обама не встретится. Побывав в музее Хосе Марти, он, пересекая площадь, отправляется в ее южную часть, во Дворец революции. Там — переговоры с Раулем Кастро, четвертая личная встреча за последние три года.

Историческим Обама свой визит объявил сам. Встретила его Куба не совсем приветливо. Едва борт номер один показался над Гаваной, как на столицу обрушился ливень. Если бы не наводнившие летное поле спецагенты, то могло бы показаться, что это очередная семья туристов выбралась на каникулы. С собой Обама взял не только жену Мишель и двух дочерей, но даже тещу.

Встречал американского президента кубинский министр иностранных дел, что тут же дало повод поиздеваться над Обамой его оппонентам, которые остались дома.

Первой точкой, к которой двинулись лимузины, оказался Дворец капитан-генералов на Пласа де Армас. Там Обаме показали портрет Линкольна. Ныне музей, дворец использовали в качестве резиденции губернаторы Кубы, когда она была испанской колонией. Война за независимость закончилась для острова превращением в колонию США.

На дверь американцам указала революция и нынешнего потепления отношений страны дожидались 53 года. Одним из деятельных посредников на переговорах, которые закончились открытием посольств, выступал католический кардинал Кубы Хайме Ортега. С ним Обама встретился в Кафедральном соборе. Оттуда отправились прогуляться по старой Гаване, где и поужинали. Ресторанчик или, как тут говорят, "паладар" "Сан-Кристобаль" — одно из открывшихся в последнее время частных заведений.

Ночуют Обама и семья в резиденции посла. Во дворе — причудливого вида орел, в холле — рояль, в столовой — приборы на 32 персоны. Для перемещений огромного кортежа на Кубу даже специально завезли американский бензин. Но экономическое эмбарго по-прежнему на месте. Отменить его Обама не в силах, Конгресс он не контролирует, что дает критикам повод говорить о бесполезности этого визита с практической точки зрения. Но для самопиара как раз то, что надо.

"Это исторический визит и историческая возможность взаимодействовать с кубинским народом", — подчеркивает президент США.

Не забыл Обама упомянуть и гражданское общество. С оппозицией у него назначено отдельно. Позовут и так называемых "женщин в белом", которых полиция разогнала в день прилета американского президента. США по-прежнему пытаются ставить кубинским властям "на вид", что те нарушают права человека. Впрочем, претензии Кубы выглядят весомее: военная база Гуантанамо (за нее США платят издевательские 4 тысячи долларов в год, которые Куба не принимает) как стояла так и стоит.

Обходя скользкую тему, Обама хочет сделать упор на бизнес. На днях американская кампания Starwood приобрела два кубинских отеля. Подобных сделок не было с 1959 года. Сходит президент США и на бейсбол. На стадион, где национальная команда Кубы примет флоридскую Tampa Bay Rays, до последнего наводили марафет.