Лавров: объединение Европы без России и против нее всегда заканчивается трагедией

В журнале "Россия в глобальной политике" вышла статья министра иностранных дел Сергея Лаврова. Она посвящена перспективам внешней политики страны. В ней Лавров рассказывает о связи различных исторических процессов с ролью России на международной арене сегодня и в будущем.

В журнале "Россия в глобальной политике" вышла статья министра иностранных дел Сергея Лаврова. Она посвящена перспективам внешней политики страны. В ней Лавров рассказывает о связи различных исторических процессов с ролью России на международной арене сегодня и в будущем.

По словам министра, международные отношения проходят через очень непростой период, и Россия, как уже не раз бывало, оказалась на перекрестке ключевых тенденций, во многом определяющих вектор будущего мирового развития.

"На протяжении по крайней мере двух с лишним последних столетий любые попытки объединить Европу без России и против нее неизменно оканчивались тяжелыми трагедиями, преодолевать последствия которых всякий раз удавалось лишь при решающем участии нашей страны, — отмечает Сергей Лавров в статье "Историческая перспектива внешней политики России". — Разговоры о "столкновении двух тоталитаризмов", которые сейчас активно внедряются в европейское сознание, в том числе на уровне школьных учебников, безосновательны и безнравственны. Советский Союз, при всех пороках существовавшей тогда в нашей стране системы, не ставил перед собой цели уничтожения целых народов".

Глава российского внешнеполитического ведомства подчеркнул, что даже такой принципиальный противник СССР, каким был премьер Великобритании Уинстон Черчилль, искренне признавал, что "концепция добронравия — жить по совести — это по-русски".

В начале Второй мировой войны, по мнению Лаврова, роковую роль сыграли антироссийские устремления европейских элит, их желание натравить на Советский Союз гитлеровскую военную машину.

"И вновь выправлять положение дел после этой страшнейшей катастрофы пришлось с ключевым участием нашей страны в определении параметров и европейского, и теперь уже мирового порядка", — подчеркнул роль Москвы Сергей Лавров.

"Россию в западной пропаганде принято сейчас обвинять в "ревизионизме", в якобы имеющемся у нас стремлении разрушить сложившуюся международную систему, как будто это мы бомбили Югославию в 1999 году в нарушение Устава ООН и Хельсинкского заключительного акта. Как будто это Россия игнорировала международное право, вторгаясь в Ирак в 2003 году, и извращала резолюции Совета Безопасности ООН, свергая силовым путем режим Муаммара Каддафи в Ливии в 2011 году, — отмечает глава российского МИД. — Рассуждения о "ревизионизме" не выдерживают критики и базируются по существу на простой до примитивности логике, предполагающей, что "заказывать музыку" в мировых делах сегодня может только Вашингтон". "В соответствии с таким подходом получается, что на международный уровень переместился сформулированный когда-то Джорджем Оруэллом принцип: все равны, но некоторые более равны, чем другие".

В сегодняшнем мире происходят серьезные изменения, констатировал глава МИД России. Россия не стремится к конфронтации ни с США, ни с Евросоюзом, ни с НАТО.

"По-прежнему считаем, что наилучшим способом обеспечения интересов народов, проживающих на европейском континенте, было бы формирование общего экономического и гуманитарного пространства, простирающегося от Атлантики до Тихого океана, так чтобы недавно сформированный Евразийский экономический союз смог стать интегрирующим звеном между Европой и АТР", — подчеркнул Лавров.

3 марта Сергей Лавров примет участие в работе нормандской четверки. Он пройдет через несколько часов в Париже. Вместе с коллегами из Франции, Германии и Украины глава российского МИДа обсудит ход выполнения минских договорённостей и в целом ситуацию на юго-востоке Украины.