Московский транспорт: впереди - массовая электрификация

В Москве начались тесты новых электробусов повышенной вместимости, которые должны прийти на смену столичным троллейбусам. Машина, конечно, дорогая, но дополнительные расходы — минимальны. К тому же такой транспорт не наносит вреда окружающей среде.

Электробус выезжает за ворота парка. Плавно, без рывков.

"Слышно, как гудит печка. Мощности двигателя вполне хватает, чтобы тянуть машину", — отмечает водитель.

"По сути он представляет собой троллейбус без привязки к контактной сети", — объясняет заместитель директора по перевозкам Филевского автобусно-троллейбусного парка ГУП "Мосгортранс" Денис Фролов.

Электробусы в столице — пока на испытательном сроке. Ходят без пассажиров от Филевского парка до Александровского сада. Если замечаний не будет, вскоре ими могут заменить троллейбусы на Садовом кольце.

"Максимальная скорость — 60 километров в час. Выезжает в любую погоду", — говорит водитель.

Аккумулятора хватает на 65 километров пути. И заряжается он очень быстро.

"Этот электробус — второго поколения, он может находиться на маршруте практически круглосуточно. Он заряжается на конечных остановках в течение шести минут", — рассказывает генеральный директор компании-разработчика электробуса Сергей Иванов.

Для зарядки электробусов и легковых автомобилей в Москве установили 30 портативных станций двух видов. Первая — быстрой зарядки — для тех, кто спешит. Но часто пользоваться ею не советуют — может повредить двигатель. И — более безопасная, малой мощности, но и заряжается от нее машина дольше.

"В данный момент услуга оказывается на безвозмездной основе. Так будет не всегда, конечно. По оценкам, будет порядка 50-100 рублей за час зарядки, будем думать", — обещает заместитель директора по автоматизации ПАО "МОЭСК" Сергей Степанов.

Число станций планируют увеличить вдвое. Спрос есть: продажи легковых электрических машин в Москве в этом году выросли сразу на 70%.

"Я паркуюсь в центре совершенно бесплатно, и это большой плюс, я считаю. Плюс нет налога на этот автомобиль, то есть создаются какие-то полезные механизмы", — подчеркивает владелец электромобиля Антон Белов.

Новый тип транспорта обретает популярность во многих странах мира. Во Франции в ближайшие годы планируют пересадить на электромобили 100 тысяч водителей, в Индии — 7 миллионов. Норвегия и Дания обещают отказаться от автомобилей с двигателями внутреннего сгорания уже через девять лет. Прошедший автосалон в Париже вообще превратился в парад электрических машин. Крупнейшие мировые концерны представили свои модели с оригинальным дизайном — а куда без него, но главное — с увеличенным запасом хода. Эти машины могут проезжать до 500 километров без подзарядки.

"Экологическая обстановка, состояние воздушной среды именно в крупных городах, и в том числе в таком мегаполисе как Москва — этот вопрос стоит максимально остро, и это является движущей силой для развития транспортных средств, какими и являются электромобили", — поясняет доцент кафедры "Электротехника и электрооборудование" МАДИ Кирилл Сидоров.

Россия не отстает. Завод электромобилей строят под Санкт-Петербургом. В Рязани стартовало производство электрозарядных станций. А "КамАЗ" готовится начать серийный выпуск электробусов для Москвы, которые как раз сейчас проходят испытания.