Министры внутренних дел, которые встретились 18 ноября на деловом ужине в словацкой Братиславе, вновь не смогли согласовать новые миграционные правила, которые должны помочь урегулировать кризис вокруг беженцев, спровоцированный военными действиями в Сирии, Ираке и ряде других стран. Выработке единого плана помешали сохраняющиеся разногласия между подходами стран Западной Европы во главе с Германией и ряда восточноевропейских членов ЕС, включая Польшу и председательствующую Словакию.
"Мы ищем компромисс, но на данный момент его нет", — заявил Томас де Мезьер, министр внутренних дел Германии, которая в прошлом году приняла около 900 тысяч мигрантов.
За ужином между министрами разгорелся жаркий спор о том, как именно необходимо реформировать европейскую миграционную систему, чтобы побороть последствия кризиса и не допускать его повторения в будущем. С начала 2015 года на территорию Евросоюза въехало около 1,3 миллиона человек, преимущественно из стран Ближнего Востока и Северной Африки. И, хотя сейчас интенсивность этого потока снизилась, миграционный кризис показал слабость общеевропейской системы и неспособность членов ЕС договориться друг с другом по ключевым вопросам.
"За ужином у нас была очень открытая дискуссия, иногда эмоциональная, иногда откровенная. Мы знали, что это будет непросто, но нам нужно перебороть разногласия между разными членами союза, — заявил министр внутренних дел Словакии Роберт Калинак. – У нас у всех одна цель – мы хотим решить миграционный кризис. То, что мы придумали в прошлом году, оказалось не так эффективно, как ожидалось, поэтому мы должны предложить другие меры".
В 2015 году для того, чтобы остановить бесконтрольный поток мигрантов, страны Евросоюза были вынуждены усилить контроль над внешними границами, а также заключить соглашения с рядом стран, из которых едут мигранты, и с Турцией, через которую большинство беженцев попадают в ЕС. Кроме того, европейским странам пришлось приостановить действие Шенгенского соглашения о свободе передвижений и восстановить некоторые внутренние пограничные пункты, ликвидированные ранее.
Хотя эти меры и помогли значительно снизить приток новых мигрантов, многие из тех, кто уже приехал, продолжают оставаться на островах Италии и Греции, причём, многие из них – практически без инфраструктуры. На данный момент чёткого решения, что делать с ними дальше, так и не выработано. Несмотря на подписанное в прошлом году соглашение о распределении 160 тысяч человек по другим странам Евросоюза, ряд восточноевропейских стран, включая Словакию, Венгрию и Польшу, отказываются принимать у себя беженцев, предлагая вместо этого увеличить свои траты на укрепление границ и депортацию тех, кому было отказано в предоставлении убежища. Противоположную позицию занимают Германия, Швеция и Мальта, которая также страдает от наплыва нелегальных мигрантов.
"Нам необходимо иметь соответствующий механизм на постоянной основе, мы не можем обсуждать это только во время кризиса, — заявил Кармело Абела, министр внутренних дел Мальты, которая с января по июнь 2017 года будет страной-председателем Европейского союза.