Палестинский заключенный Мухаммед Аллан может победить израильскую тюремную систему. Молодой юрист и член запрещенной в Израиле организации "Исламский джихад" уже больше двух месяцев держит голодовку. На очередном заседании по его делу суд должен решить вопрос о немедленном освобождении Аллана из-под так называемого "административного ареста".
Этим термином в Израиле называется практика практически бессрочного содержания подозреваемых под стражей без предъявления им каких бы то ни было обвинений. В основном она используется в отношении палестинцев, однако недавно была расширена и на евреев. В настоящее время под стражей помимо Аллана находятся около 300 человек, в том числе, ультраортодоксальные евреи, подозреваемые в недавнем поджоге в городе Дума, в результате которого погибли полуторагодовалый ребенок и его отец.
Поскольку столь длительный отказ от приема пищи становится критически опасным для жизни заключенного, тюремное руководство принимает в отношении заключенного меры по поддержанию его жизнедеятельности – буквально вчера Аллана выпустили из-под капельницы, где он на протяжении четырех дней получал необходимые для жизни белки, витамины и минералы внутривенно.
Тем не менее, сложившаяся ситуация явно требует более серьезного вмешательства. Проще говоря, если в ближайшие несколько дней Мухаммед Аллан не начнет принимать пищу, он с большой вероятностью может скончаться, что, как опасаются израильские власти, может привести к новому всплеску насилия со стороны палестинцев, многие из которых по-прежнему находятся в ярости после теракта в Думе.
Теоретически Аллана могут начать кормить принудительно уже завтра – в июле Кнессет на фоне голодовки палестинца принял закон, разрешающий применение этой процедуры в случае, если продолжение голодовки угрожает жизни заключенного. Однако на практике идея принудительного кормления вызывает отторжение не только у палестинцев, но и у израильтян, в первую очередь, врачей, которые наотрез отказываются принимать участие в этой "варварской процедуре", которой, в частности, прославились такие тюрьмы как Абу-Грейб и Гуантанамо-Бэй.
Израильские власти оказались перед тяжелой дилеммой. Отпустить Аллана означало бы указать другим заключенным легкий путь выхода из-под "административного ареста". С другой стороны, его голодная смерть может спровоцировать еще более масштабные события, которые, наверняка, закончатся новыми "административными арестами". В этой ситуации принудительное кормление кажется "компромиссом плохого и худшего", считает депутат Йоаз Хендель, голосовавший за разрешение этой процедуры. Тем не менее, сейчас никто не может сказать, как именно прореагируют на такое решение родственники голодающего и широкие слои палестинского населения.
Помимо Израиля, процедура принудительного кормления законодательно разрешена в Соединенных Штатах, России, Австрии, Австралии, а также в некоторых кантонах Швейцарии. Оно может производиться как через рот, так и через нос с использованием специальных расширительных трубок. При этом Токийская декларация, подписанная в 1975 году членами Всемирной медицинской ассоциации, признает насильственное кормление через нос пыткой.
В 2005 году Европейский суд по правам человека во время рассмотрения дела "Невмержитский против Украины" постановил, что принудительное кормление не может считаться унижающим человеческое достоинство, если эта процедура необходима для спасения жизни заключенного, отказывающегося прекратить голодовку, которая может привести к его смерти.
























































































