"Трансаэро" будет продолжать полеты до 15 декабря. О таком решении сегодня сообщило руководство "Аэрофлота", под операционным управлением которого находится компания. Что же касается судьбы самого перевозчика, то после отказа "Аэрофлота" от покупки его акций, перспектива банкротства "Трансаэро" становится все более реальной. По крайней мере, для ее кредиторов.
Долги, отмены, задержки — "Трансаэро" находится в зоне сильнейшей финансовой турбулентности. Свежий пример: пассажиры двух рейсов застряли в аэропорту Ларнаки. Там объясняют, что все дело в долгах.
"Сначала рейс отложили на час, потом еще, потом на неопределенный срок. Потом выяснилось, что компания "Трансаэро" не проплатила наш рейс, денег нет", — рассказывает Игорь Салахутдинов, пассажир рейса UN 3162 Ларнака — Москва.
Накануне несколько самолетов "Трансаэро" долго не могли вылететь из турецкой Анталии в Москву, Омск и Екатеринбург. И снова из-за долгов. Сейчас расписание спешно корректируется. Некоторые рейсы отменены, в частности, из Москвы в Астрахань, Калиниград и Мурманск. Неудивительно, что пассажиры беспокоятся.
"Трансаэро" — один из крупнейших российских авиаперевозчиков, у которого более 200 маршрутов — вошел в крутое финансовое пике. Агентства стали снимать с продажи билеты на рейсы авиакомпании. Но более 650 тысяч билетов было уже продано раньше — почти 10 миллиардов рублей. Независимо от того, что будет с "Трансаэро", пассажиры пострадать не должны, уверяет Минтранс. Их отправят самолетами "Аэрофлота" и его дочерних компаний, подставить плечо обещают S7, UTair и "Уральские авиалинии".
На сайте авиакомпании окно, где можно было забронировать и купить билеты, исчезло. Никаких новых продаж. Впрочем, и никакой паники.
"Ситуация находится под полным контролем. В первую очередь, со стороны Минтранса, Росавиации и, конечно, же координирующую роль в этой ситуации играет наш национальный перевозчик "Аэрофлот", который по решению правительственной комиссии осуществляет координацию операционной деятельности компании "Трансаэро", начиная с сентября текущего года", — заявил министр транспорта РФ Максим Соколов.
Предполагается, что компания будет возить пассажиров до 15 декабря, независимо от того, внутренний это рейс или международный. Таким образом, 95 процентов пассажиров смогут улететь. Даже если "Трансаэро" все-таки прекратит полеты раньше, перевозку все равно обеспечит другая авиакомпания. Если же билет на более позднюю дату, вернут деньги в полном объеме.
Уже известно, что, например, на маршруте Москва — Благовещенск с 12 октября вместо "Трансаэро" будет летать "ВИМ-АВИА", билеты обещают переоформить без доплаты. 11 тысяч сотрудников "Трансаэро" без работы тоже не останутся, уйдут в другие авиакомпании, уверены в правительстве. Почти пять с половиной тысяч человек готов принять "Аэрофлот".
Сейчас у проблемного перевозчика более 100 лайнеров. Но кредиты и лизинг самолетов обеспечивали банки, которые теперь решают, как вернуть деньги.
"Граждане не почувствуют проблем. Ущерб понесут банки. Решение жесткое, в том числе для нас — 21 авиасудно по лизингу", — сообщил президент, председатель правления ОАО "Банк ВТБ" Андрей Костин".
А ведь еще несколько лет назад "Трансаэро" заказало даже крупнейший в мире двухпалубный А380. Теперь об этом нет и речи — непонятно, что делать с уже имеющимися самолетами.
"Новые самолёты пытаемся продать на международном рынке, у нас уже есть предложение о покупке новых самолетов. Поэтому, я думаю, что основную часть долга решим без потерь. Вторая часть долга — это финансовый долг. К сожалению, финансовое состояние компании таково, что мы не надеемся на большую долю возврата", — рассказал президент, председатель правления Сбербанка РФ Герман Греф.
Возможно, на базе "Трансаэро" создадут новая структуру — это предложение ВЭБа. Но пока идут переговоры, акции "Трансаэро" рухнули на 50 процентов. У первой в России частной авиакомпании впереди, похоже, жесткая посадка.