Последний раунд трехсторонних переговоров между Россией, ЕС и Украиной по снятию российских озабоченностей в связи с вступлением с 1 января в силу экономической части соглашения об ассоциации ЕС с Украиной ни к чему не привел, сообщил Алексей Улюкаев.

Последний раунд трехсторонних переговоров на уровне министров между Россией, ЕС и Украиной по снятию российских озабоченностей в связи с вступлением с 1 января в силу экономической части соглашения об ассоциации ЕС с Украиной ни к чему не привел, сообщил министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев на брифинге в Брюсселе по итогам консультаций в понедельник.

По словам Улюкаева, Украина и ЕС оказались не готовы учесть российские озабоченности, поэтому Россия с 1 января отменила режим ЗСТ в отношении Украины и ввела продовольственное эмбарго.

"Мы завершили весь тур нашей работы (6 министерских встреч и почти 20 встреч экспертов). РФ демонстрировала максимальную гибкость в переговорах по ассоциации Украины с ЕС", - подчеркнул министр. "Но мы получили однозначную неготовность партнеров из ЕС и Украины принять во внимание обеспокоенности РФ по ассоциации", - добавил он.

Переговоры по торговому режиму с Украиной продолжатся, но уже после 1 января. "Нельзя сказать, что поставлена точка в переговорах с Украиной и ЕС, будем вести их, но уже по другую сторону Рубикона (выхода из режима ЗСТ с Украиной и введения продэмбарго в отношении Украины - ИФ)", - отметил Улюкаев.

По его словам, Россия не собирается "рвать" экономические отношения с Украиной, просто они не будут идти в преференциальном режиме. Россия готова создать общий механизм рассмотрения вопросов торгового режима с Украиной в виде рабочей группы или какого-то другого инструмента, добавил министр.

"Есть немало стран, которые являются одновременно членами двух ЗСТ, но нет примеров, чтобы страны являлись одновременно членами двух разных систем регулирования ветеринарного, таможенного и так далее. В этом смысле это был очень серьёзный интеллектуальный, политический и экономический вызов. Боюсь, что мы все вместе не вполне соответствовали этому вызову", - сказал Улюкаев.

Описывая ход трехсторонних переговоров, Улюкаев отметил, что, начиная с июня этого года, работа активизировалась. "Мы много времени потеряли в начале, и эта работа стала приобретать практические очертания, но до сих пор мы смогли пройти лишь небольшую часть пути. Ну, например: немного лучше ситуация в части технических барьеров в торговле, то есть технического регулирования. Стороны принципиально договорились о том, что должны быть переходные периоды, в которых могут действовать одновременно требования ГОСТа СНГ и требования европейских стандартов техрегулирования. Были расхождения относительно сроков - российская сторона предлагает большие сроки - до 10 лет по приоритетным, наиболее чувствительным секторам, до 5 лет по остальным. Наши коллеги предлагали до 5 лет по чувствительным и до 3 лет - по остальным. В конце концов, это противоречие, которое могло быть снято в ходе дальнейшей работы, если по другим направлениям были бы аналогичные продвижения", - объяснил министр разногласия между сторонами.

"Боюсь, что вот этим обстоятельством ограничиваются позитивные результаты. Потому что в сфере ветеринарии, санитарного и фитосанитарного контроля и в сфере таможенного администрирования мы получили однозначную неготовность наших партнеров проявить во внимание наши обеспокоенности", - добавил он.

"Я выражаю глубокую досаду, что коллеги не с самого начала придали серьезность нашей работе. Мы видели признаки этой серьезности только буквально в самое последнее время. Сегодня практически впервые к дискуссии присоединились представители таможенных органов ЕС. Если бы это было сделано раньше, возможно мы продвинулись бы гораздо дальше", - сказал Улюкаев.

Министр также заметил, что продэмбарго в отношении Украины не связано с ассоциацией, а "является ответом на инициированное Украиной в августе присоединение к санкционному режиму" в отношении России.

"Мы просчитывали риски выхода РФ из ЗСТ с Украиной. Это было большое исследование год назад, и мы предоставляли его результаты нашим партнерам. Конечно же, с момента исследования объем торговли с Украиной сильно сократился - у нас в этом году он вряд ли превысит $12 млрд, а еще два года назад это было почти $40 млрд. Поэтому сейчас эти результаты нужно пересматривать, но в целом мы знаем чувствительные области", - отметил Улюкаев.

"Введение продэмбарго также не повлияет на цены в РФ, потому что импорт продовольствия из Украины упал за последние два года с $2 млрд до $200 млн. Макроэкономически значимого эффекта не будет", - добавил он.