Голикова разберется с ненужными тратами

Представители Счетной палаты будут следить за распределением денег на антикризисный план практически с нуля, а проверять расходы — ежеквартально. Об этом стало известно после того, как на 20-летие Счетной палаты пришел президент Владимир Путин.

Представители Счетной палаты будут следить за распределением денег на антикризисный план практически с нуля, а проверять расходы — ежеквартально. Об этом стало известно после того, как на 20-летие Счетной палаты пришел президент Владимир Путин.

"Я прошу Счетную палату осуществлять мониторинг хода выполнения этого плана. Необходимо добиться внятного, ощутимого результата, повысить устойчивость конкретных производств, стимулировать спрос на отечественную продукцию и ни в коем случае не допустить разбазаривания государственных ресурсов, резервов, — заявил Путин. — Нужно действовать в высшей степени аккуратно. Разбросать деньги в различные отрасли, на какие-то для всех важные вещи — самое простое дело, ума много не нужно. Нам нужно менять структуру экономики, а если уж и направлять деньги, то именно туда, где они сыграют именно роль поддержки людей, которые действительно в ней нуждаются со стороны государства. Также прошу Счетную палату усилить контроль за использованием средств, которые будут направляться в банковскую систему. Прежде всего эти ресурсы должны пойти на кредитование наиболее значимых проектов в реальном секторе экономики по доступной процентной ставке".

О контроле Счетной палаты "Вестям в субботу" рассказала ее глава Татьяна Голикова.

- Татьяна Алексеевна, государство дает банкам деньги. Как вы сможете проконтролировать то, что эти деньги не осядут в банках, чтобы "прокрутиться", а пойдут на помощь конкретным отраслям?

- Мы будем делать такую работу впервые. Для себя мы определили, что осуществляться она будет в 2015 году ежеквартально и делать мы ее будем пока в двух направлениях. Речь идет о средствах, которые были выделены еще в 2014 году на докапитализацию из Фонда национального благосостояния и размещены ОФЗ в Агентстве по страхованию вкладов для этих же целей.

- ОФЗ — это что?

- Облигации федерального займа. На сумму — триллион рублей.

- Раньше в Счетной палате служащие ходили в форме. Вы не в форме. Вы решили изменить это?

- Нет. По закону у нас не положена форменная одежда. Мы — гражданские.

- Но в кобуре у вас — лупа, через которую вы проверяете счета?

- Да.

- Мы немного привыкли к новому курсу рубля, но в декабре он резко упал. Весьма уважаемые люди говорили о том, что рублевая масса, поступившая банкам и госкомпаниям, "вывалилась" и пошла на доллары. Где гарантия, что вам удастся предотвратить, чтобы выделяемые рубли не были теми же банками или госкомпаниями немедленно конвертированы в доллары?

- Мы будем работать параллельно с теми процессами, которые будут происходить в коммерческих структурах по использованию этих средств. Думаю, что наше вхождение в оперативный процесс принятия решений даст возможность избежать того, что было в декабре 2014 года. Это будет сложно. Я предполагаю, что могут быть какие-то неожиданности. Во-первых, потому, что это впервые в таком режиме. Во-вторых, потому, что достаточно большие финансовые ресурсы.

- Проделана огромная работа, и мы — свидетели. Понятно, что очень трудно отслеживать четкое исполнение финансовых обязательств и вливаний в сельское хозяйстве, оборонную промышленность. Это связано с государственной тайной. Как вы будете работать с теми отраслями, где есть гостайна?

- У нас налаженная схема работы. Есть направление, которое этим занимается, — нацоборона, правоохранительная деятельность и безопасность.

- И ваши аудиторы имеют соответствующий доступ?

- Да. У нас здесь нет никаких проблем. С Министерством обороны и иными правоохранительными структурами достаточно тесная взаимосвязь.

- Последние месяцы мы были свидетелями того, как "Народный фронт" несколько очень ярких примеров привел того, как неграмотно были израсходованы некоторые средства, в том числе и на дорогие машины. В частности, речь шла об отделке мрамором отделений Пенсионного фонда. Как вы можете входить в эту систему? Задним числом, указующим перстом, сказав, что есть нарушения, или еще до того, как деньги начинают тратить?

- И так, и так. Уже начата проверка по инвестиционной программе Пенсионного фонда, и те факты, которые были изложены "Народным фронтом", к сожалению, находят подтверждение.

- Кроме Пенсионного фонда есть кому встрепенуться?

- Дорогие автомобили с совершенно ненужными опциями, например, стереосистемами, держателями для зонтика, суперхолодильниками, не нужны человеку, который едет до работы 40 минут.

- Что самого вопиющего нашли?

- Меня всегда поражала стройка и то, как неэффективно используются деньги в строительстве. А если брать конкретный объект, то строительство наземной инфраструктуры космодрома "Восточный".

- Сильный перерасход, ненужные закупки?

- Завышение стоимости строительства. Использование такой схемы расчетов, которая позволяла, с одной стороны, завышать, с другой, — деньги размещались в коммерческих банках, использовались на депозитах. Измерялось это миллиардами рублей.

- Смета была превышена в разы?

- По нашим оценкам — их предстоит подтвердить правоохранительным структурам, потому что все документы мы отправили в Следственный комитет, — это более 13 миллиардов рублей.

- Этот пример доказывает, что у вас очень неплохо налажены взаимоотношения с правительством. Оно знает о результатах ваших проверок?

- Да.

- Вы совместно начинаете свои действия. Если возвращаться к общей картине антикризисного плана, осуществимо то, что заявлено в Государственной Думе?

- Абсолютно осуществимо. Надо просто очень оперативно работать, оперативно принимать решения, не бояться этого. Мне кажется, что ключевым здесь является то, что было сказано президентом у нас на коллегии: не надо пытаться в первую очередь растратить все, что мы накопили. Нужно очень аккуратно относиться к тем приоритетам, которые мы будем выстраивать в этом обновленном бюджете, в первую очередь необходимо обратить внимание на те расходы, которые реально не эффективны.

- Есть государственные траты, которые вы ставите под сомнение, когда их проверяете? Не в плане того, правильно или нет потрачено, а в плане того, зачем это? Какие лишние расходы для государства?

- Нужно очень аккуратно относиться к планированию расходов на строительство, несмотря на то что это — инфраструктура и в кризисный период важно вкладывать в нее деньги. Мы привыкли без каких-либо документов направлять деньги из бюджета или резервировать их на стройку, а ничего не происходит. В результате это традиционно — это вот практически по каждому объекту — несвоевременный ввод, удорожание стоимости строительства, дополнительные бюджетные ассигнования.

- Вы говорите о конкретных объектах. Назовите их.

- Да все.

- Кому стоит испугаться в связи с реализацией антикризисного плана?

- Думаю, надо не пугаться, а выполнять свою работу эффективно, экономно использовать те государственные ресурсы, упор на которые будет сделан. Как правило, когда внебюджетные ресурсы заменяются бюджетными, объем присутствия государства становится более существенным, чем в обычные, некризисные, годы. И мне кажется, что здесь принципиально важным для правительства является создание прозрачных и понятных механизмов использования средств и оперативного доведения их до получателей, то есть снятия возможных бюрократических процедур при оформлении. Но для того, чтобы их снять, все должно быть прописано достаточно понятно в тех документах, которые выйдут в продолжение тех скупых названий в антикризисном плане. За этим же стоят конкретные субсидии, конкретные решения правительства и конкретные направления, куда это все будет использоваться.