Тема:

Умер Евгений Примаков 8 лет назад

Евгений Примаков: патриот, наставник и друг

26 июня не стало Евгения Максимовича Примакова. Старейшина отечественной политики до последних дней сохранял влияние, а его мысли о России и мире будут всегда оставаться фактором принятия больших решений.

Автор: Дмитрий Киселёв

26 июня не стало Евгения Максимовича Примакова. Старейшина отечественной политики до последних дней сохранял влияние, а его мысли о России и мире будут всегда оставаться фактором принятия больших решений.

"Выдающимся государственным деятелем" назвал Примакова Путин и в тексте соболезнования родным добавил, что "Евгений Максимович внес колоссальный вклад в становление и развитие современной России. Его высочайший профессионализм и управленческий опыт, глубокие знания и аналитический ум, способность убеждать и твердость характера были востребованы на самых ответственных и сложных направлениях работы, и на любой должности он обеспечивал эффективное решение поставленных задач, был предан делу, которому служил, предан своей Родине".

Примаков ни много ни мало — автор концепции многополюсного мира, которую он сформулировал уже к концу ХХ века. В ней и великое предвидение, и спасительный рецепт для планеты, который работает. Примаков, став министром иностранных дел в трудные для России 90-е, вернул нашей внешней политике достоинство и понятие национальных интересов.

Евгений Максимович, имея непререкаемый авторитет востоковеда, много говорил о России и Европе. Осознавая все риски войны на Украине, он словно завещал заботиться о мире и отношениях внутри нашего общего континента.

Человек редкой скромности и редкой силы, он относился к собственному масштабу как-то тихо: "Конечно, я не перечил судьбе, но она меня вела. Что касается оценки всего, ну, что же, если все это уже подходит к финишу, то я должен сказать, что неплохо прожил".

Автор: Игорь Кожевин

В одном из старых тбилисских двориков он мечтал быть моряком, но не позволило здоровье. Жизнь словно направляла его, ведь здоровье потом потребовалось на такую жизнь, которой хватило бы на несколько иных.

Безусловно, Евгений Максимович Примаков — патриот. И всю свою жизнь — теперь это уже можно сказать безо всякого преувеличения — он посвятил служению России.

"За что бы он ни брался, куда бы его ни бросала судьба, он везде был лучшим, первым", — отметил министр иностранных дел РФ Сергей Лавров.

"Это великий государственник, настоящий патриот, замечательной души человек. Для меня он всегда был, есть и останется учителем и наставником", — сказала председатель Совета Федерации РФ Валентина Матвиенко.

"Я им восхищаюсь за его ум, сдержанность, порядочность. Я горжусь нашей дружбой", — признался Генри Киссинджер, экс-госсекретарь США.

А в тбилисский дворик, где когда-то была коммунальная квартира Примаковых и где осталась его мечта о море, он любил возвращаться. Неожиданно, чтобы, как раньше, позвонить в дверь и на вопрос, кто там, ответить без перечисления должностей и регалий: "Дядя Женя".

"Мне кажется, люди считают его большим-большим хмурым человеком, а это вовсе не так. Он был всегда очень открыт. Любил анекдоты травить. Нет такого, чтобы он был весь затянут, официален постоянно", — рассказал внук Евгения Примакова, журналист, телеведущий Евгений Примаков.

Но так можно было только для близких. Это неправда, говорил Примаков, что Ельцин, отправляя его в отставку, сказал: "Давай останемся друзьями". "Он сказал "давайте останемся друзьями", он меня на "ты" никогда не называл", — говорил Примаков.

Через годы на вопрос, какие чувства он тогда испытал, Примаков подобрал слово "разочарование". Не "обида", хотя это ведь его правительство за месяцы оттащило страну от дефолта. Не "трагедия", потому что так он воспринимал только события с родными людьми. Не "злость", хотя ведь мог потом на зло пойти на президентские выборы. Он испытал разочарование — только близкие друзья знали, какое — и пошел на футбол.

"Он переживал не потому, что пост потерял. Он же не хотел изначально. Его дважды Ельцин уговаривал. И потом чуть ли не силком заставил. Он переживал то, что не смог реализовать все, что задумал", — вспоминает Давид Иоселиани, директор Научно-практического центра интервенционной кардиоангиологии.

Публичная должность премьера открыла стране Примакова — спокойного, сдержанного, знающего цену своему слову и поступку.

Ил-62, на котором Примаков совершил знаковый разворот над Атлантикой. Архивные кадры: премьера России встречают в Москве, хотя переговоры в Штатах должны были только начаться. Но после того как вице-президент США Гор сообщил, что американцы решили бомбить Югославию, летевший в тот момент в Америку Примаков не просто отказался от переговоров — запретил садиться в США даже для дозаправки самолета, хотя топливо было на пределе. И спустя годы он говорил, что не развернуться не мог.

"Еще раз хочу подтвердить: это никакой не героизм, это совершенно нормальное поведение человека, который горд за свою страну, который считает, что ему не надо поощрять агрессию своим присутствием в это время и своим визитом", — заявил Примаков.

"В то время как в мире нарастает нестабильность, нам всем будет не хватать его мудрого совета" — так бывший Госсекретарь США Киссинджер отозвался на смерть Примакова. Отозвался, зная мнение Примакова, о том что, если бы не Америка, не было бы ИГИЛ. Отозвался, вряд ли забыв, что американские политики напоминают Примакову троцкистов, — это Евгений Максимович Киссинджеру лично сказал.

"У нас 20-х годах троцкисты тоже считали, что можно революцию экспортировать независимо от условий в странах, куда революция экспортируется. Пытаясь экспортировать демократию, США повторяет нашу ошибку. Нельзя экспортировать демократию, она должна изнутри вырасти", — заверял Примаков.

Отстаивая интересы страны, он умел дружить и с Хусейном, и с Арафатом, и с Олбрайт — она у него в гостях, отложив отлет, после переговоров ела пельмени. Брежнев выбрал Примакова, чтобы он отвез его послание в Штаты, Путин — чтобы в Ирак.

Главой Центральной службы разведки СССР Примакова назначил Горбачев. А потом Ельцин решил, что в оценке Примакова у них с Горбачевым противоречий нет. Это удивительное качество Примакова — он никогда не был человеком из чьей-то команды, команды сами мечтали, чтобы он был с ними.

"Всюду, где бы я ни работал, старался защищать интересы государства", — говорил Примаков.

Без скандалов и эпатажа у него получалось не поступаться принципами. Он был чуть ли не единственным, кто проголосовал против антиалкогольной кампании. Прямо сказал Ельцину, что это была ошибка — распускать съезд народных депутатов и Верховный Совет. Когда возглавил разведку, не дал ее развалить, запретил своим сотрудникам за границей подглядывать в замочную скважину за россиянами. А когда возглавил МИД, развернул внешнюю политику страны покруче, чем самолет над Атлантикой, ведь тогда выходило, что расширение НАТО на восток не противоречит интересам Москвы. Но Примаков сформулировал другой принцип и сказал про союз России, Индии, Китая.

"Прежде всего это независимая, самостоятельная линия Российской Федерации в отстаивании своих национальных интересов и одновременно готовность, открытость к самому широкому, к самому тесному сотрудничеству со всеми, кто готов на равноправной взаимовыгодной основе взаимодействовать с нашей страной. В нем всегда присутствовала такая тбилисская закалка в лучшем смысле этого слова. Он ценил дружбу превыше всего. Всегда вспоминал о своих друзьях, всегда приходил им на выручку. И его способность совмещать колоссальные мирового значения дела с вниманием к окружающим, к своей семье, к своим товарищам, по-моему, легендарна", — отметил Сергей Лавров.

"Только раз я к нему обратился, использовав его положение. В свое время почему-то решили приватизировать "Мосфильм", и мы написали письмо. Я с этим письмом поехал к Примакову. Он обратился к президенту — решение отменили. Вот такую роль сыграл он в судьбе нашего кинематографа", — сказал Георгий Данелия, режиссер, народный артист СССР.

"Юношество прошло в Тбилиси, поэтому он любил тосты. И он хорошо вел столы. Наш тост был такой последний, что за нас с вами, извините, за хрен с ними. Он не был ни хмурым, ни замкнутым", — вспоминает Давид Иоселиани.

Учитывая специфику своей работы, он не мог обо всем говорить друзьям. Но то, что говорил, друзья потом хранили бережно. И теперь в старом тбилисском доме нам рассказывают о том, что внешнеполитические задачи Примаков начал выполнять, еще работая собкором "Правды". Деликатные задания в рамках так называемой особой папки политбюро. Например, встречался с лидером иракских курдов.

"Бардзани был по происхождению из Тбилиси. И Женя с ним разговаривал на грузинском языке. Это ему очень помогло в его работе. И вот об этом факте он рассказывал своим друзьям. А я, маленькая девочка, сидела и слушала", — сказала Натела Ломджария, соседка Евгения Примакова.

К нему прислушивались при жизни. Теперь же все сказанное им — особенно в последние годы — воспринимается как завещание.

"Я не согласен с теми, кто считает, что за полтора-два года можно решить проблемы импортозамещения — важнейшие проблемы. Очевидно, потребуется целый ряд лет, и мы не можем быть уверенными, что наши так называемые партнеры на Западе не будут за это время продвигаться. Ясно совершенно, что мы не можем быть догоняющей страной", — был уверен Примаков.

Или вот что он говорил про то, стоит ли слепо верить в тех европейцев, которые критикуют антироссийские санкции: "Европа сейчас не в том положении, чтобы пойти наперекор позиции США. Экономика ЕС балансирует на грани рецессии и слишком зависима от американского рынка".

А вот его объяснение, зачем Америке Украина: "Политика Соединенных Штатов на Украине во многом основывалась на стремлении снова подчинить себе Европу. И в какой-то степени это удалось. А сейчас Соединенные Штаты командуют Украиной и Европой".

Он не стал моряком, но благодаря Евгению Примакову Россия выдержала не один девятый вал испытаний. И в этом смысле у нас был и есть пример.