"Вначале был Малевич": Швейцария отмечает столетие "Черного квадрата"

Читать Вести в MAX
Швейцария отмечает столетие "Черного квадрата" Казимира Малевича. В Базеле открыли реконструкцию футуристической выставки 1915 года под названием "0,10" ("ноль десять"). Именно на ней художник впервые выставил свое программное произведение.

Швейцария отмечает столетие "Черного квадрата" Казимира Малевича. В Базеле открыли реконструкцию футуристической выставки 1915 года под названием "0,10" ("ноль десять"). Именно на ней художник впервые выставил свое программное произведение. В соседних залах выставили работы его известных последователей.

В каждом рисунке — черное солнце. Выставка называется Black sun, дети копируют авангард. Теперь это такая же классика, как "бесстыдные Венеры и Мадонны", отказаться от изображения которых призывал Казимир Малевич. Повесив 100 лет назад в "красный угол" "Черный квадрат", художник не ошибся: "Квадрат" стал иконой.

Швейцарцам надо отдать должное: реконструкция оказалась непростой. От 154 картин, показанных в 1915 году, осталось не больше трети. Тем не менее все, что можно было найти в 7 странах и 33 музеях и частных коллекциях, оказалось здесь.

Итальянский профессор и обозреватель газеты La Stampа Франческо Поли перечисляет тех, о ком обязательно рассказывает студентам Парижского университета: "Василий Кандинский, Мондриан, Казимир Малевич… Абстракционисты, американские и западноевропейские, воплощают идеи, которые за поколение до них уже сформулировали русские художники. Они опередили время и предопределили развитие всего искусства ХХ столетия".

Работы американца Тони Смита на заднем плане — одно из доказательств позиции итальянского искусствоведа: вначале был Малевич. И Татлин, и Пуни, и Удальцова, и еще 11 художников — участников памятного петроградского проекта под названием "0,10", подтверждают этот тезис.

"В Швейцарии была только одна монографическая выставка, посвященная Татлину, — рассказывает Анна Сцех, сокуратор проекта Музея фонда Бейлера. — И когда говоришь "Черный квадрат", немногие понимают, о чем идет речь. И мы очень рады, что нам удается провести эту выставку".

Ник Ильин гордится запонками, придуманными им еще к берлинской выставке Малевича — "ограниченное издание"! К нынешнему базельскому проекту его попросили повторить работу. Неистовый пропагандист русского авангарда, устроивший у себя в нью-йоркском Гуггенхайме грандиозную "Великою утопию", показавший миру "Амазонок авангарда" и "Россию!", в Швейцарии выступил консультантом и неоценимым посредником в переговорах со многими государственными и частными коллекциями.

К примеру, "Супрематическую композицию", ставшую афишей, он уговорил предоставить музей из Екатеринбурга. Не без его участия к английской, немецкой, французской версиям каталога допечатывается русская.

Сэм Келлер обожает русское искусство. Он помнит свою первую встречу с "Черным квадратом": стоял как завороженный и не мог понять, почему он один в этом зале на Крымском валу. "Ведь "Квадрат" Малевича — как Джоконда!" – уверен он.

"Россию я очень люблю и часто езжу к вам, — рассказывает Сэм Келлер. — Общаюсь с друзьями, много сотрудничаю с русскими музеями, привозил выставку Джакометти, а совсем недавно в Пушкинский привез работы Пауля Клее. Я показываю, какое влияние русские художники имели и имеют на мировую культуру".

Вклад России в международный проект — экспонаты из 14 региональных музеев, среди которых самарский, махачкалинский, нижнетагильский. Есть полотна из Русского музея и из Третьяковской галереи, которая обеспечила выставку не только шедевром, но и сенсацией. Под "Черным квадратом" — три композиции и пока не расшифрованная, до конца непрочитанная надпись.

"Это почти стертая надпись, сделанная рукой Малевича, в ней несколько слов, — рассказывает Зельфира Трегулова, директор Государственной Третьяковской галереи. — Пару из них удалось прочитать, одно или два слова — нечитаемые. Первые два слова читаются как "битва негров".

Над "битвой негров" поломать голову предстоит не одному искусствоведу. Малевич продолжает провоцировать и вызывать противоречивые чувства. Так было и на той самой выставке "0, 10", когда художники отказывались с ним соседствовать, в штыки принимали работы, которые, по их словам, "и ребенок может нарисовать".

Подобные мнения высказываются и сейчас. Но и международные выставки вроде этой, стоимость которой 3 миллиона швейцарских франков, устраиваются тоже. "Я всех вас покрыл квадратом", — повторил бы "авангардист номер один" фразу, брошенную сто лет назад тем, кто его не понял.

Михаил Пиотровский в одной из программ цикла "Шедевры Эрмитажа"рассказывает о Казимире Малевиче, его философии и "Черном квадрате", приобретенном за миллион долларов и подаренном музею.