Литовские литы уходят в небытие

С 1 января 2015 года Сербия начинает свое председательство в ОБСЕ, Латвия становится председателем Евросоюза, а Литва официально переходит на евро.

С 1 января 2015 года Сербия начинает свое председательство в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. Произойдет это на фоне споров о том, должен ли Белград приводить свою внешнюю политику в соответствие с общей линией ЕС и какими темпами. Кроме этого, с 1 января Латвия становится председателем Евросоюза, а другое балтийское государство — Литва — официально переходит на евро.

Литовские литы больше не нужны, их можно сдать и забыть. На смену им идут евро: Литва стала 19-й страной Евросоюза, присоединившейся к зоне единой валюты. Шли к этому давно, в 2007 году уже пытались вступить, но не были приняты из-за слишком высокой инфляции. Однако со второй попытки получилось. Премьер-министр Литвы Альгирдас Буткявичюс отметил: "У бизнеса есть понимание, что нужно работать со стабильными рынками, пользоваться преимуществами стабильной валюты. Пусть краткосрочные доходы будут чуть меньше, зато долгосрочная стабильность гарантирована".

Литва — одна из самых бедных стран ЕС, в то же время показывающая экономический рост. Власти надеются, что принятие евро поможет сократить отставание. Про плюсы говорят охотно: будет больше инвестиций, проще станет с кредитами, в том числе, на случай кризиса, в конце концов, евроинтеграция теперь, можно сказать, почти завершена.

Президент Литвы Даля Грибаускайте подчеркивает: "Что означает принятие евро для Литвы? Всё! Во-первых, то, что мы готовы выполнить все критерии ЕС и очень этим гордимся. То, что наша экономика растет. То, что мы ответственный и надежный партнер. К тому же, это завершающая часть нашей интеграции в ЕС".

Однако сторонники евро в Литве никогда не были абсолютным большинством. Скептики опасаются, что произойдет потеря финансовой и валютной независимости. Например, литовским банкам нельзя больше будет определять процентную ставку.

Опасаются и еще большего оттока рабочей силы в Западную Европу, куда на заработки и так уехали десятки тысяч граждан страны. глава группы компаний "Вичунай" Висвалдас Матьяошайтис признает: "Мы столкнулись с нехваткой рабочей силы. Мы начали заниматься бизнесом только 20 лет назад, когда Литва стала независимой, да и производительность труда у нас не такая высокая, как на Западе. Для того, чтобы она росла, нужно очень много инвестиций".

Кроме экономики, есть и другой фактор, чуть ли не психологический. Евроинтеграция, вступление в еврозону в понимании литовцев, помимо всего прочего, означает еще и гарантии большей независимости от России, которую руководство страны воспринимает, скажем так, с настороженностью. Тем более, что из-за санкций ЕС и ответных мер Москвы российский рынок для литовских продуктов фактически закрыт. "Безусловно, опасения, которые страны Балтии испытывают, находясь между Россией и Западом, имеют давнюю историю. И чем теснее они будут интегрироваться с западным бизнесом, тем более уверенно они будут себя чувствовать", — успокаивает специалист по анализу рынка Алистер Маккейг.

Газета "Нью-Йорк таймс приводит слова бывшего президента Литвы Валдуса Адамкуса, который безапелляционно утверждает, что после вступления в зону евро, якобы, больше никто не сможет давить на Вильнюс. Но, как отмечает обозреватель газеты, выводы делать трудно и рано.

Зона евро сама сейчас далека от стабильности, сторонников выхода из нее все больше — Италия, Испания, Франция. Экономика таких стран, как Греция, откровенно барахлит. Плюс те, кто как не хотели присоединяться, так и не собираются.

Помогут ли аргументы, подобные тем, что изложил Адамкус, росту количества сторонников евро в других страна, которые его еще не приняли? Пока об этом говорить трудно. Взять хотя бы Польшу, чья экономика растет и без евро, а руководство вовсе не стремиться вводить страну в зону единой валюты. Еще один удар по престижу еврозоны может быть нанесен со стороны Греции, которая раскачивает финансовые рынки.

Данные соцопросов свидетельствует, что особого энтузиазма от события, которое власти называют чуть ли не историческим, обычные литовцы не испытывают. Лит и так был привязан к евро, и теперь просто начинается новый этап со своими "за" и "против". Но что от него ждать? Таких прогнозов никто строить не рискует.