Тема:

Дело губернатора Сахалина 4 года назад

Хорошавин оставил сахалинцев без еды и жилья


фото: Russian Look

Следственный комитет России предъявил губернатору Сахалинской области Александру Хорошавину официальное обвинение в получении взятки в пять с лишним миллионов долларов.

Следственный комитет России предъявил губернатору Сахалинской области Александру Хорошавину официальное обвинение в получении взятки в пять с лишним миллионов долларов. Часть 6-я статьи 290 УК РФ — "получение должностным лицом взятки в особо крупном размере". Хорошавин — под арестом в СИЗО "Лефортово".

"Все знали, что у него было прозвище Саша 30 процентов, когда он был еще мэром Охи", — рассказывают местные жители. Знали все, но до ареста губернатора молчали — боялись. Только сейчас предприниматели Сахалина заговорили, что не было такой структуры, на которую не оказывал влияние Александр Хорошавин. Так повелось еще с Охи, города, откуда началась чиновничья карьера первого лица региона.

"Некоторые ребята, которые работают в силовых структурах, обращались даже и в Генеральную прокуратуру, но ничего — страдали только те, кто обращались", — рассказал Иван Бондарь, председатель первичной профсоюзной организации в Управлении магистральных нефтегазопроводов "РН-Сахалинморнефтегаз".

Одну из таких историй рассказывает предприниматель Лев Прояев, построивший в 90-х рыбный цех, который теперь принадлежит другому человеку.

"Я завод построил. Он еще не был мэром. Потом стал мэром, Начал я к нему ходить. Градообразующее предприятие у меня, нужны были какие-то решения, необходимость развиваться дальше. В наглую с ним приходилось договариваться. За любое решение, которое он подписывал, я носил ему деньги", — вспоминает Прояев.

Но когда аппетиты мэра стали чересчур завышенными, отказал в сотрудничестве. В итоге рыбоперерабатывающий бизнес пришлось отдать. Как — вопрос другой. Главное — причина — стал неугоден, точнее невыгоден, как и целая деревня в 30 километрах от Охи.

Обычный сельский магазин отпускает товары первой необходимости в долг. Большинство жителей Некрасовки — нивхи, коренной малочисленный народ. Советская власть поселила их компактно и построила рыбацкий колхоз Красная Заря. Сейчас здесь одни развалины и останки кораблей. Колхоз забрал Хорошавин, уверены местные жители, руками своего ставленника.

"Это был явный рейдерский захват по белой схеме. Его предложили председателем колхоза, предложил бывший мэр Охи, сейчас губернатор, находящийся под арестом", — сказал Георгий Скороходов, бывший работник Красной Зари.

Новый председатель сумел реорганизовать колхоз в ООО. Когда колхозники об этом узнали, срок исковой давности прошел.

"Судом проверялась законность процедуры реорганизации, никаких нарушений не выявлено, все сделано в рамках закона. Еще истцы не доказали своего права подавать иски", — отметил Николай Сорокин, адвокат ООО "Красная Заря".

Местные пайщики оказались не у дел. Вместе с колхозом нивхи потеряли главное — рыбопромысловый участок, дающий в путину несколько тысяч тонн кеты.

Сахалин — это, безусловно, богатейший рыбный край, но, как и во всем, крупные уловы и рыбные места достаются крупным участникам рынка, местным остаются крохи, которые еще нужно суметь взять. Бывает, что и не клюет.

"Дали какие-то квоты мизерные, по 50 килограмм на человека! Это по 137 грамм рыбы я должен есть в день по их меркам. Получается, что народ не выживает, мы вымираем", — жалуется житель Некрасовки Андрей Сколыгин.

В холодильниках — пустота, а дома разваливаются на глазах. Раньше за все отвечал колхоз, теперь его по сути нет, как нет и дорог. Единственное средство передвижения зимой — снегоход. Ни скорая, ни пожарные сюда не приедут, нет ни единого шанса. А живут здесь 400 человек, среди них — дети и старики.

"Сгорел мой дом. Я обратилась к Хорошавину, тогда еще он был мэром. Он мне выделил 3 тысячи рублей. У него на обед больше уходило, чем он мне выделил как погорельцу", — возмущена жительница Некрасовки Мария Ушакова.

Свет в селе есть только на одной улице, она ведет на кладбище. Почти все, кто здесь покоится, не дожили до 50 лет. Как и многие представители северных народов, нивхи быстро "сгорают" в водочной агонии. А между тем в бюджете на их поддержку предусмотрена целая статья и 26 миллионов рублей в год. Правда, на всех.

"Как можно 26 миллионов поделить между 14 населенными пунктами?! Это копейки какие-то", — говорят местные жители.

Немало бюджетных миллионов обрели, например, в столице региона интересную форму. 70 миллионов рублей, например, согласно смете, было израсходовано на самый обычный надземный переход. Несколько тонн металлоконструкций, поликарбонат, металлический сайдинг и 17 светильников, половина из которых почему-то не горит. Даже с учетом того, что Сахалин — это остров и все материалы доставляются сюда с материка, предположить, что здесь спрятано несколько десятков миллионов рублей, невозможно.

Впрочем, миллионы, оказывается, зарыты и в забытой Некрасовке. Жителям облагородили свалку, просто завалив ее песком и посадив елочки. "Потом был отчет, нам сказали, что на некрасовскую помойку потратили 10 миллионов. Никаких там миллионов не было. Снег сойдет, песок сдует, и помойка будет опять наверху", — возмущены местные жители.

Куда ушли деньги? Это самый популярный сейчас вопрос. Следственный комитет предъявил Александру Хорошавину обвинение в получении крупной взятки. Изъятое при обысках показывают дозированно. Масштабы впечатляют. Недвижимость, полвагона наличных на миллиард рублей, около тысячи драгоценных украшений и губернаторское хобби — коллекция дорогих наручных часов.

Одна из версий происхождения богатства — поставленная на поток схема откатов от бизнеса, связанного с освоением бюджета. На зарплату за полгода губернатор мог купить разве что ту самую ручку, о которой говорит вся страна: золотая, в бриллиантах — это, пожалуй, самое яркое, с чем сейчас ассоциируется громкое дело.

Еще одна "золотая ручка" украшает стену губернаторского коридора. На фотографии — бывшая здесь на каторге воровка Софья Блювштейн по кличке Сонька. Теперь знаменитостей прибавилось.