Экстрадиция отменяется: откровения Фирташа в венском суде

Суд Вены отказался выдавать украинского олигарха Дмитрия Фирташа. Запрос Вашингтона на экстрадицию отклонен. Судья встал на сторону бизнесмена, который заявил, что его преследуют по политическим мотивам. После десятичасового заседания вердикт был встречен аплодисментами.

Суд Вены отказался выдавать украинского олигарха Дмитрия Фирташа. Запрос Вашингтона на экстрадицию отклонен. Судья встал на сторону бизнесмена, который заявил, что его преследуют по политическим мотивам. После десятичасового заседания вердикт был встречен аплодисментами.

Соединенным Штатам меньше всего нужно было, чтобы Фирташ заговорил, и, окажись он не в принципиальной Австрии, а в какой-нибудь другой стране, вашингтонским манипуляторам, возможно, и удалось бы по-тихому вытащить его оттуда и надолго закрыть в своей тюрьме. Украинская политика освободилась бы от неудобного для них игрока, а мы бы упустили массу презанимательных подробностей о том, как братья и сестры по Евромайдану рвали друг у друга власть, а американцы пытались пригрести эту кучу-малу к своему краю проруби.

Нейтрализовать Фирташа, который активно греб не в ту сторону, Штаты решили через уголовное дело о якобы коррупционной схеме приобретения им контроля над титановыми месторождениями в Индии. Дескать, подкупил местных чиновников, а взятки переводил им через американские банки. ФБР выписало ордер, по которому 13 марта прошлого года Фирташа арестовали в Вене, но через неделю выпустили, отобрав паспорт под рекордный залог в 125 миллионов евро. И вот накануне судья Кристоф Бауэр хотел понять, есть ли в желании чикагской прокуратуры заполучить украинского олигарха политический мотив, и, обнаружив его, Фирташа не отдал.

Свои миллиардные капиталы Фирташ составил главным образом в качестве основного акционера компании "РосУкрЭнерго", которая долгое время была посредником между "Газпромом" и потребителями топлива у себя в стране и в Европе. Украинских политиков всегда интересовали деньги Фирташа и его медиаактивы, в первую очередь телекомпания "Интер". А Фирташа украинские политики интересовали с точки зрения соответствия их программы его собственной бизнес-стратегии, которая, как следует из протокола судебного заседания, вошла в противоречие с американскими планами еще в конце нулевых, когда Вашингтон ставил на премьера Тимошенко как на будущего президента Украины.

"У нас разное видение ситуации в стране. Мое понимание, что Украина должна быть независимой, она должна иметь одинаково хорошие отношения как с Евросоюзом, так и с Россией. В противном случае у нас ничего не получится. А для Тимошенко было важно премьерство и президентство. Вот наши расхождения. Когда Тимошенко стала премьером, они с американским правительством обозначили четкую цель: убрать меня с рынка. Штаты расценивали Януковича как пророссийского кандидата, и это еще более ухудшило мои отношения с Вашингтоном. Тогда у меня состоялся разговор с Тимошенко, она сказала, мол, давай, отходи от Януковича, и мы уладим все процессы", — рассказал Фирташ.

Но отходить от Януковича олигарх начал только в 2012 году, когда тот уже успел два года побыть президентом, посадить Тимошенко и продемонстрировать полную неспособность двигать экономику. И тогда деньги Фирташа, за которым закрепилась противоречивая репутация пророссийского евроинтегратора, и его бизнес-партнера Левочкина начинают раскручивать знаменитого боксера. По сигналу Фирташа вечером 20 февраля 2014 года Кличко вызвонит на экстренную встречу Яценюка и Тягнибока, и они все вместе составят тот самый компромиссный документ, который в присутствии министров иностранных дел Германии, Франции и Польши ляжет на подпись украинскому президенту.

"Мы с ним встретились ночью. Это было решение без крови и переворота. Янукович на все согласился. На тот момент американцы не считали, что меня надо арестовывать. В сценарии бегства Януковича я не учел интересы Тимошенко. Согласно подписанному всеми плану, Янукович передавал бы власть в будущем году — были бы выборы — но Тимошенко не могла в них принять участие, поскольку сидела в тюрьме", — пояснил Фирташ.

Но вариант с остающимся у власти Януковичем не устраивает Штаты, тем более что за ним в очередной раз стоят неподконтрольный им Фирташ и его креатура Кличко, из которого за год, чего доброго, и правда кандидат получится.

Помощница госсекретаря США Виктория Нуланд памятно посылает Евросоюз к черту, и американский фаворит Яценюк, возглавляющий оппозиционный Блок Тимошенко, конечно, ни секунды не пожалеет о том, что толпа на Майдане достигнутый компромисс отвергнет. Когда же на свободу выйдет сама Тимошенко, то, по словам бывшего депутат Верховной Рады Инны Богословской, ее целью станет уничтожение Фирташа как основной финансовой и медийной базы политических конкурентов. Мгновенно возникнут индийский титан и чикагская прокуратура, а под активы олигарха начнет подкапываться коллега Коломойский — кошелек Тимошенко и Яценюка.

"Кличко рассматривался как тот человек, который имеет четкую проевропейскую позицию и настроен на реформы. Тимошенко имела целью лишить Кличко такой влиятельной поддержки, как Фирташ. Впрочем, уже находясь под подпиской, Фирташу удастся переиграть противников еще раз. Президентом стал все-таки его человек — Порошенко. А как сказать иначе, если вместе с Кличко он приезжал к Фирташу в Вену на предвыборные консультации, о чем рассказал участник этой встречи бизнесмен Левочкин. Без подробностей, но вполне себе ясно.

"Я встречался в Вене с Кличко, Порошенко и Фирташем. Я не могу нарушить условия конфиденциальности и рассказать, о чем мы говорили. Мы в устной форме договорились. Важно, что демократические кандидаты объединили бы свои усилия. Остальное не играет роли", — сказал Левочкин.

Протокол допроса киевского мэра Кличко суд засекретил, а допрашивать действующего президента Порошенко — вне судебной компетенции, но понятно, что и само решение австрийского суда, и открывшаяся в ходе процесса информация могут оказать драматическое влияние как на чью-то персональную карьеру, так и на всю украинскую политику.

Как только Фирташу отдали паспорт, он заявил, что собирается на Украину. Апелляции со стороны обвинения еще возможны, но перспектива его заточения в американскую тюрьму отодвигается на неопределенное время и вообще выглядит смутно. Возвращение в игру сильной и откровенно недружественной Вашингтону фигуры, безусловно, чревато для него потерей нынешнего влияния на Киев.