Бизнес выше предрассудков. Британские компании не потеряли интерес к проектам в России, несмотря на неоднозначные геополитические условия. Более того, предприниматели ее величества готовы к новым инвестициям и мелочиться они не собираются.

Сотрудничество на века. Исторически одним из основных торговых партнеров России была и остается Великобритания. Даже в сложные экономические времена английские компании не сворачивают свои проекты в стране. Более того, некоторые даже расширяют планы. Преимущественно это представители медицинской отрасли. Именно здравоохранение, наряду с образованием, Британия выбрала ключевым направлением для инвестиций/

Первой ласточкой стала сделка одного из ведущих игроков на рынке медицинских технологий — Smith & Nephew. В середине лета компания купила травматологический бизнес у своего дистрибьютора "ДЕост", а также его завод "ДиСи". "Это многомиллионные инвестиции. И я бы хотел сказать, об отличительной черте, поскольку мы рассматриваем этот производственный актив в области травматологии — лечении переломов — здесь в РФ не только как призванный охватывать потребности российского рынка, но мы видим там и очевидный экспортный потенциал", — говорит Игорь Котыхов, генеральный директор Smith & Nephew.

Но некоторые компании все-таки стали жертвами жесткой политики Запада. Одна из них – SMD. Почти 20 процентов продукции британского производителя роботов для водолазных работ на морском дне шло именно в Россию. Теперь новые проекты компании повисли в воздухе. Другие замерли в ожидании лучших времен. Как следствие, товарооборот стран начал сокращаться. Показатель падает, в основном, за счет российского экспорта. Хотя спрос на отечественную продукцию в Британии есть.

Сокращается и объем прямых иностранных инвестиций. Отчасти это следствие рекорда 2012 года, когда Россия вышла на 3 место после США и Китая. Другая причина – ухудшение геополитической обстановки. Но интерес к российскому рынку не был потерян. "Сейчас объем инвестиций растет, — говорит Максим Орешкин, заместитель министра финансов РФ. — Мы видим по размещениям инфляционных облигаций существенную долю инвесторов, в том числе из Великобритании. Видим, что на рынке синдицированного кредитования британские банки начинают рефинансирование российских заемщиков – продлевают те кредиты, которые были выданы ранее. Нормальный процесс, нормальная реакция на стабилизацию российской экономики, на правильные макроэкономические действия ЦБ и правительства".

Маяком на время мировой нестабильности для бизнеса стал целый пакет мер. Среди них – госгарантии, которые правительство предоставляет поставщикам. Кроме того, создан Российский экспортный центр. Он призван помочь экспортерам выйти на внешние рынки. Активно в этом направлении работает Торгово-промышленная палата.

"Мы ежегодно проводим 1,5 тысячи бизнесмиссий. Осуществляет их не только федеральная палата, а все территориальные палаты – их 182. И это достаточно большое количество предпринимателей, которым мы даем возможность познакомиться с той или иной страной, предложить себя, посмотреть партнеров. Та же ситуация с выставками. На Экспоцентре примерно 100 выставок в год. Почти все они международные. Есть международные партнеры".

Не меньше внимания уделяет ТПП зарубежным компаниям, которые готовы прийти в страну или локализовать здесь свое производство. Кстати, многие фирмы, в том числе и британские, сейчас меняют прописку на российскую. "Многие сейчас не только размышляют, но изучают возможности, как свое производство то или иное расположить здесь, в том числе сельхозпереработку здесь расположить, в РФ. Чтобы работать здесь и производить продукт, который в силу тех или иных причин они доставить не могут. Проще производить здесь, и дешевле, самое главное, — говорит Сергей Катырин, президент ТПП РФ.

Если по эту сторону делового моста стоит ТПП, то на берегу Туманного Альбиона соединяет и просвещает бизнес обеих стран Российско-Британская торговая палата. Сотрудничество с ней длится уже почти целый век. В 1916-м этот институт стал одним из первых, созданных нашей страной на международной бизнес-арене. И роль своего российского компаньона британцы оценивают очень высоко.

"Мы помогаем понять среду, представляем компании-инвесторы организациям, в связях с которыми они нуждаются. Также помогаем ориентироваться в нормативно-правовой базе, необходимой для допуска компаний на рынок. У нас крепкие связи с Торгово-промышленной палатой России. В стране много регионов с большим инвестиционным потенциалом. Благодаря сотрудничеству с ТПП мы можем увидеть их, попасть в провинции и понять, в каких инвестициях они нуждаются", — отмечает Роджер Маннингс, председатель правления РБТП.

Российско-британская палата вот уже два года активно работает с регионами, объясняя компаниям королевства, какие возможности представлены в российских глубинках. Уверен в огромном потенциале регионов и Принц Майкл Кентский. Он более 15 лет является патроном Российско-британской торговой палаты.