Страх или воля к переменам? Региональные выборы во Франции выиграл Нацфронт

Во Франции произошла политическая сенсация. Хотя — отчасти предсказуемая. Правый "Национальный фронт" Марин Ле Пен выигрывает первый тур региональных выборов. Это голосование называют репетицией парламентских и президентских выборов 2017 года. Чем обусловлен такой успех и что говорят конкуренты?

Во Франции произошла политическая сенсация. Хотя — отчасти предсказуемая. Правый "Национальный фронт" Марин Ле Пен выигрывает первый тур региональных выборов. Это голосование называют репетицией парламентских и президентских выборов 2017 года. Чем обусловлен такой успех и что говорят конкуренты?

"Франция поднимает голову" — так Марин Ле Пен приветствует промежуточные итоги региональных выборов. По предварительным итогам первого тура ультраправые побеждают в половине регионов.

"Спасибо! Мы осознаем всю ответственность после вашего решения, — заявляет под овации Ле Пен. — Мы должны спасти себя сами, спасти свою страну. Если не изменимся мы, если мы не изменим принцип управления — ничто не изменится. Мы обращались к французам разного происхождения, чтобы они объединились ради великой цели. И я сейчас обращаюсь ко всем французам: давайте сделаем это вместе. У нас есть шанс, мы этого достойны. Да здравствует Республика!"

Ее племянница, Марион Марешаль Ле-Пен, с большим отрывом лидирует в регионе Прованс-Альпы-Лазурный берег. Ей всего 26, она уже стала самым молодым в истории Франции депутатом национального парламента. Первое короткое заявление она разместила в Twitter: "42 процента! Спасибо".

Тем временем, отставший от нее мэр Ниццы, республиканец Кристиан Эстрози, в ужасе. Он призывает своих коллег объединиться, лишь бы не пустить Марион дальше. "Избиратели выразили свой гнев, это протестное голосование, — заявляет он. — И теперь нам нужно объединиться. Марион Марешаль Ле Пен — одна из самых больших угроз в нашей политической истории. И она не остановится, пока не разделит нас. Она — самая большая опасность для нашего общества".

Тенденция "протестного голосования" — за кого угодно, только не за социалистов, при которых, как считают многие, Франция интересы Европы поставила выше своих. Так на фоне региональных выборов начинает разыгрываться карта выборов президентских, которые пройдут в 2017 году.

Социалисты теряют симпатии даже в столичном регионе. И это несмотря на то, что рейтинг самого Олланда поднимался после атак на еженедельник "Шарли Эбдо" в начале 2015 года. "Эффект 13 ноября" после кровопролитных атак тоже был: популярность главы государства перевалила за 30 процентов. Но это, видимо, рейтинг не собственно Олланда, а президента как символа страны.

"То, что "Республиканцы" вторые — добрый знак для них, — считает писатель Марек Хальтер. — До президентских выборов еще полтора года. К тому же более половины французов не пришли голосовать вовсе, а значит, есть за кого бороться".

"Результаты этого голосования — это сигнал, который мы все должны услышать, — заявляет Николя Саркози, лидер партии "Республиканцы". — Это страх потерять себя, свою идентичность, свой образ жизни. Все это — признаки гражданского уныния. Все это проявилось, и мы должны уважать тех, кто выбрал "Национальный фронт". Ситуация действительно сложная. Но больше 20 миллионов наших сограждан не голосовали вообще, и среди них много молодежи. Это значит, что они не нашли для себя ответов. И они должны знать — их молчание может дорого обойтись стране".

Получается, Саркози готов принести жертву. Он принимает решение не вступать в альянс с социалистами, чтобы сохранить образ партии. Традиционно на региональных выборах во Франции было принято "дружить против кого-то" между турами, лишь бы нежелательный кандидат не прошел.

"Это благоразумное решение, — комментирует позицию Саркози Жан-Пьер Тома, предприниматель, член бюро ассоциации "Франко-российский диалог", спецпредставитель президента Франции по сотрудничеству с Россией в 2011-2012 годах. — Сегодня, перед вторым туром между социалистами и республиканцами, создание самодеятельных скороспелых союзов – это поддержка идеи, что все партии одинаковы и сговариваются между собой. В этом первом туре избиратель дал понять, что он больше не хочет классической политики истеблишмента, а хочет перемен, возвращения Республики, государства, безопасности. Республиканцы должны противопоставить свои ценности, чтобы завоевать голоса между турами. И особенно — голоса тех, кто не пришел на участки".

Второй тур состоится 13 декабря. Именно эту недельную паузу эксперты считают критически важной. "Наступление ультраправых. Посмотрим на второй тур, — говорит эксперт Евгения Обичкина. — Протестное голосование может обойтись дорого! В целом ультраправые — люди идеологически чуждые. У республиканцев – республиканские ценности. Водораздел здесь серьезный".

Но чем бы ни обернулись итоговые результаты, этот первый тур "Национальный фронт" может записать в свои достижения. Срез политических симпатий французов сделан, остается узнать, сделан ли на фоне страха или твердой воли к кардинальным переменам.