Уникальные экспонаты, которые по ценности сравнивают с яйцами Фаберже — в Третьяковской галерее теперь можно увидеть парадные вазы эпохи правления Николая I. В запасники музея раритеты попали в разобранном виде, так что реставраторам пришлось изрядно потрудиться. Вазы восстанавливали, словно паззл.
У этих людей — железные нервы. Рабочие Третьяковской галереи редко перевозят что-то, что перевозить не страшно. Этот груз, по оценкам специалистов, тянет на несколько миллионов рублей, к тому же очень хрупкий. Для переезда выбрали выходной, в залах только журналисты, но и их маневры вокруг этой колонны заставляют музейных работников нервничать.
Эти сокровища долгое время хранились в архиве Третьяковки. Кто был их владельцем, сейчас уже не узнать. Такие парадные вазы украшали интерьеры богатых домов времен Николая I. Особым шиком были как раз такие — когда на вазу переносили целую картину какого-нибудь известного художника.
"Копии действительно очень точные, сделаны очень качественно. Это совершенные произведения позднего классицизма", — поясняет в интервью программе "Вести-Москва" заместитель генерального директора Государственной Третьяковской галереи по научной работе Татьяна Карпова.
Картины голландского художника Брехема на эти вазы перенес Николай Корнилов. За свою долгую жизнь они, очевидно, не раз переезжали с места на место. На одной даже образовалась сквозная дыра. Понадобилась долгая и кропотливая реставрация.
"Были некоторые дублирующие детали от этих же ваз. Так как они были в разборе, то было неясно, сколько этих деталей и на каком они должны быть месте", — рассказывает реставратор металла Владимир Потурай.
За два года паззл удалось собрать, нужные детали встали на место. Лишние — убрали обратно в запасники.
В архив Третьяковской галереи вазы поступили в далеком 1938 году. И только в 2011 произведения искусства были отреставрированы. Специалисты убрали сколы, изготовили новые крепежные элементы и, конечно же, обновили внешний вид.
Помпезные вазы переехали в зал художника Павла Федотова не случайно. Они закрывают брешь в экспозиции — две картины Федотова увезли на отдельную выставку. Зато до конца года посетители Третьяковки сами смогут убедиться: на украшении интерьеров богачи XIX века не экономили.